Умбры
Up Игувинские таблицы_1 Игувинские таблицы_2

 

 

Аннотация к разделу «Игувинские таблицы»

 

В разделе анализируется письменность древнейшего народа Италии - умбров. Предлагаются переводы Игувинских таблиц.

 

Комментарии на перевод Игувинских таблиц (Tavola Eugubine)

 

(начало публикации 07.07.2008 - обновлено 11.08.2015)

                                                                    

                                                               

                                                                                            «SUR URONT.PESNI MU MO.SUR URONT.DEITU.ETA IAS»

                                                                                            «Сорока, Ворона песню пела, муку молола. Сорока, Ворона детей едой кормила» - перевод автора

                                                                                            Игубинские таблицы, Tav. VIIа

                                                                      

Введение

 

Эпиграф к переводу Игувинских таблиц замечателен тем, что показывает преемственность образа древних текстов этрусков и умбров в славянском фольклоре. Историками, в частности, академиком Б.А. Рыбаковым давно отмечено, что детские игры, считалки-прибаутки являются отражением древних славянских обрядов. Например, игра в «Горелки» является языческим обрядом очищения огнем. Игра «Яша» является языческим обрядом жертвоприношения Ящеру (Яша). Игра «Бояре» описывает обряд выбора невесты и т. д. Но самым интересным является то, что в древнейших текстах Игувинских таблиц иносказательно представлены языческие обряды приношения богам, умершим, животному и растительному миру как в известной детской считалке про сороку-воровку: «Сорока-воровка кашу варила, деток кормила. Этому дала и этому дала, а этому не дала». Этот по истине удивительный и важный для исторической науки результат был достигнут автором после многочисленных вариантов перевода текстов Игубинских таблиц с помощью славянских языков.

Другая детская считалочка-прибаутка: «Божия коровка, полети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого» представлена в Игубинских таблицах текстом:

ERA FONT.UIA.PORA BEN U SO FON DLIRE. (Игубинские таблицы, Tav. VIIа)

Фраза «Божия коровка» может быть интерпретирована как «Бо сия коро (поро)» или «Пчела сияющей порой». Пчела по английски называется «bee», а в таблицах «BEN». И, возможно, под «коровкой» подразумевается пчела, которая действительно собирает цветочную пыльцу и производит мед (иносказательно – хлеб).

Перевод автора:

«Яровые пахучие сияющей порой Пчела великие собирала, пахучие дарила»

Еще одна детская считалочка: «Эники беники ели вареники» находит свое отражение в Игувинских таблицах фразой:

: BEN VRENV: (Игубинские таблицы, Tav. Vа)

Перевод автора:

«Пчеле варенье»

Интересно, что полный текст считалочки по-умбрийски пишется как:

PVRE: VLV: BEN VRENV: PRVSI KVREN KVRA TVREН TE: NEIP ERV:

Перевод автора:

«Бурому улей, Пчеле варенье, Поросенку коренья, Курам травное, Небу яровые»

Слово «эники» в Игувинских таблицах представлено как (ENUK/INVK) т.е. «иначе», озволяя автору текстов Игувинских таблиц создавать повторяемые стилистические конструкции повествования, характерные для славянского фольклора. Например, «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, люли, люли стояла. Мне бы ту березу заломати…» и так далее. В Игувинских таблицах приношения одинокой, поникшей березе являются одним из ключевых моментов повествования.

Несмотря на полифонию и слоговую конструкцию слов оскско-умрийских текстов, трудно себе представить, что переводы можно было так подогнать, чтобы древние тексты зазвучали по современному в славянском фольклоре, тем более что существуют параллели фраз в этрусских, умбрийских и венетских текстах. И более того описание языческих обрядов весьма схоже в различных исторических источниках италийских и славянских народов.

 

 

Исторический экскурс

 

Народ под именем умбров известен в истории Италии с XI века до н.э. Во втором веке до н. э. Был завоеван римлянами. Современный регион Умбрия (Umbro) является одним из самых маленьких в Италии, его площадь составляет всего 8456 кв. км. Кроме того, это – единственная область, расположенная на самом Апеннинском полуострове, а не на материковой части Италии, которая не имеет выхода ни к одному из четырех морей. Умбрия – зеленое сердце Италии. Умбрия буквально зажата в горах своими большими соседями – регионаими Лацио, Тоскана и Марке. Ввиду этой недоступности и сохранились, вероятно, Игувинские таблицы. Умбрия – «Святая земля». Множество паломников христианского мира отправляются в центр Италии, чтобы посетить места, где оставил свой след Святой Франциск Асизский (San Francesco dAssisi) – покровитель Италии (из города Ассизи), Святой Бенедикт (San Benedetto) – покровитель Европы.

Согласно энциклопедическим данным:

«Умбрский язык – один из италийских языков (оскско-умбрская подгруппа). Известен по кратким надписям 4-1 вв. до н. э. (около 20) по бронзовым таблицам (Игувинские таблицы), содержащим культовые предписания жрецов г. Игувий (современный Губбио), которые обычно датируются 200 -70 гг. до. н. э.

Большинство надписей, таблицы I-IV и часть V написаны умбрийским алфавитом (модифицированный вариант архаического древнего этрусского); остальные надписи выполнены латинским письмом» [3].

 

Народы моря

Наиболее интересной версией происхождения народов этрусков и умбров, а также их языка и письменности, является, по предположению автора, происхождение от так называемых «народов моря» – пеласгов, лелегов, дарданов, троянцев и данайцев.

«Виновниками вселенского переполоха XII столетия (до н.э. –авт.) египтяне назвали народами моря. Впрочем по египетским данным, из этого пестрого конгломерата племен можно вычленить собственно пеласгов. В одних памятниках они прямо называются пеласгами (пуласати), в других, фигурируют под именами троянских пеласгов-дарданцев (дардна), пеласгов-тевкров (таккара) или аргосских пеласгов – данайцев (дайниуна). Упоминание дайниуна в египетских надписях породило целую литературу, в основном сосредоточенную на вопросе: а не были ли дайниуна знаменитыми гомеровскими греками-данайцами ?

Впрочем, представляется сомнительной правомочность самой постановки подобного рода вопросов, потому, что данайцами, скорее, были не греки, а те же пеласги» [6].

Чрезвычайно важное и полновесное исследование по пеласгам и другим народам Средиземноморья догреческой эпохи было сделано исследователем С. Дардой в книге «Пояс мира». Им отмечены следующие варианты трактования имени «пеласг»:

«ПЕЛАСГА (PELASGA) или ПЕЛАСГИСА (PELASGUS - Πελασγις).

Употребляется, как второе имя Фессалийской Геры и Деметры. Деметра под этим именем имела храм в Аргосе и, согласно существующему поверью, получила это имя от Пеласга, сына Триопа, который основал святилище, посвященное ей» [5].

«ПЕЛАСГИ (PELASGI - Πελασγoι)

Древний народ, населявший в доисторические времена всю Грецию и побережье с островами Эгенйского моря. Их следы также находятся в Малой Азии (Турция) и Италия

A Dictionary of Greek and Roman Geography» [5].

«Аттический историк рассказывает про их жизнь там, и говорит, что из-за их склонности к миграциям, жители Аттики называли их Πελαργoι (аисты), (Страбон, 5.Р.221)» [5].

«Далее, Антиклид рассказывает, что пеласги первыми заселили области около Лемноса и Имброса, и, действительно, часть их во главе с Тирреном, сыном Атиса, переправилась в Италию. И сопоставители «Истории Атфиды» сообщают также о пребывании пеласгов в Афинах, но так как это было кочевое племя, которое подобно птицам перелетало куда попало, то жители Аттики назвали их «пеларгами» (буквально «аистами»)» [5].

Еще одна трактовка имени связана со словом Πελαγoς море (греч.).

Кроме того, под именем филистимлян пеласги известны в истории, как народ, населявший Палестину:

«Термин филистимляне – типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим. В свою очередь, библейское пелиштим – переделка слова пеласги с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы» [6].

На основании исторических данных о пеласгах С. Дарда делает следующий вывод:

«Учитывая, что Малая Азия была в те времена заселена в основном пеласгийскими народами, то можно предположить, что малоазийские авторы имели прямой доступ к информации о пеласгах, что повышает степень достоверности данных о пеласгах. Исходя из информации, предоставленной нам авторами античности, можно сделать следующие выводы относительно пеласгов.

1. Согласно преданиям, пеласги были самым древним летописным народом, который обитал на территории современной Греции, на восточном побережье современной Турции и на территории Италии.

2. Местности, на которых пеласги обитали наверняка - это Аркадия, Арголида, Аттика, Беотия, Фессалия, Эпир, Иония, острова Самофракия, Лемнос, Имброс, Лесбос (который согласно преданиям раньше назывался Пеласгией) и Крит, а также части Италии.

3. В результате прихода древнегреческих племен, пеласги были вытеснены из Греции в основном на восток, в Малую Азию и прилегающие к ним острова. Оставшиеся пеласги были ассимилированы греческими колонистами. Несмотря на различия между греками и пеласгами, и те и другие принадлежали к индоевропейской группе народов» [5].

Другим догреческим народом Средиземноморья, который часто встречающееся в исторических источниках являются  ЛЕЛЕГИ.

О лелегах С. Дарда сообщает следующее:

«В общих чертах можно сделать следующие выводы на основании информации о лелегах:

1. Историки античности считали лелегов, как и пеласгов, древнейшим народом населявшим Грецию.

2. Согласно данным историков античности, лелеги жили на значительной территории Греции, и более конкретно, в следующих местностях: на Левкаде, в Акарнании, Локриде, Беотии, Мессении, Лаконии, Арголиде, в Ионии на побережье Малой Азии, возле Трои, в Карии, Галикарнассе, Писидии, на Хиосе и Самосе.

3. Лелеги считались народом родственным карийцам, лидийцам и мисийцам.

4. Если лидийцы были народом, родственным лелегам, а, таким образом, возможно и пеласгам, то легенда пересказанная Геродотом о колонистах из Лидии в Италию (предках так называемых этрусков), косвенно подтверждает принадлежность этрусков к пеласгическим народам, населявшим Средиземноморье до прихода греков.

5. Лелеги перечисляются Гомером, как народ, союзный троянцам.

6. Существовало предание, согласно которому Лелег, предок лелегов, прибыл из Египта.

7. Лелеги были вытеснены из Греции, а затем и из Малой Азии греческими племенами.

» [5].

С состав догреческих народов Средиземноморья входили и ДАРДАНЫ (DARDANUS, Δαρδανος).

Относительно дардан С. Дарда делает следующие выводы:

«На данный момент можно сделать следующие выводы:

1. Период жизни Библийного Дарды и Дардана Средиземноморья приблизительно совпадают на временной шкале.

2. Время жизни Дардана Средиземноморья приходится приблизительно на период близкий к потопу Девкалиона. В этой связи интересно вспомнить, что согласно преданиям Дардан покинул Аркадию в результате потопа и беспорядков, последовавших за этим.

3. Поскольку, согласно легендам, исконными жителями Аркадии являлись пеласги, то Дардана, иммигрировавшего в Малую Азию, можно считать с большой степенью вероятности пеласгом.

4.Битва при Кадеш, в которой упоминаются дарданы как союзники хеттов, произошла приблизительно через сто лет после основания Дардании в Малой Азии; таким образом эти два факта (битва при Кадеш и основание Дардании) в хронологическом смысле увязываются друг с другом.

5. Троянская война по времени приблизительно совпадает с битвой Рамсеса третьего с филистимлянами. Учитывая, что Малая Азия проиграла Троянскую войну, а филистимляне, согласно преданиям нахлынули из Малой Азии и прилегающих островов, то вполне вероятно, что филистимляне совершали вынужденную миграцию из Малой Азии, если, конечно, мы можем их идентифицировать с троянцами и их союзниками.

6. Пелег Библии и Пеласг Средиземноморья, если имеющаяся у нас датировка верна, жили в разные эпохи.

7. Дардания Малой Азии и страна Дарада на севере Индии вероятно существовали параллельно во времени, однако индийская Дарада, скорее всего, возникла раньше Дардании Малой Азии.

»[5].

Не упомянутым С. Дардой народом Средиземноморья являлся народ под именем ДАНАЙЦЕВ (дайниуна – егип.), хотя он известен по многим историческим легендам и, в частности, по древнегреческому мифу о царе Данае и его дочерях данаидах. Правда, по рассказу Еврипида данайцы вынудили пеласгов принять на себя имя данайцев:

«Отец пятидесяти дочерей Данай,

Прибывши в Аргос, основал Инаха град

И всем, пеласгов имя кто носил,

Данаев прозвище велел в Элладе взять».

Тем не менее данайцы имеют право быть упомянутыми в истории под именем собственного народа, пусть даже и мистического, впрочем, также как и пеласги.

Еще один народ, упомянутый в египетских летописях в составе «народов моря» - ТЕВКРЫ (таккара –егип.) или ТРОЯНЦЫ. Троянцы, также как и данайцы не могут претендовать на самостоятельность, поскольку являются конгломератом дарданцев и малоазийских народов.

Все выше перечисленные «народы моря», которые являлись родителями известных древних цивилизаций,  обладают в историческом аспекте загадочным статусом мифических или исчезнувших народов, хотя нам известно по законам физики, что ничего не исчезает бесследно и также не возникает из ничего. И фраза летописца Нестора: «Исчез аки обры» в данном случае несправедлива.

«В других частях Италии мы постоянно натыкаемся», - говорит недоуменный Швеглер, - «на те же самые широко распространенные имена. Так, говорят, что в Герничах проживали когда-то пеласги. Пиченум так же был ими населен когда-то. Существует свидетельство, что Ночерия, Геркуланум и Помпеи были основаны ими, или же, что они там проживали какое-то время. Уже были приведены примеры других городов, которые история ассоциирует с именем пеласгов».

Основываясь на этом и на такого рода легендах, Нейбур, по сообщению С. Дарды, выдвинул гипотезу, которая в настоящее время является общепризнанной, и против которой возражения могут быть выражены только с точки зрения сравнительной филологии. Согласно Нейбуру, пеласги были самым первым народом, который населял не только Грецию, но также и Италию. Когдато очень давно, говорит он, пеласги, возможно в прошлом самый многочисленный народ, населяли все страны, начиная с Арнуса и Падуса и заканчивая Босфором; и они были не кочевниками, как это представляют многие историки, а как оседлый, могущественный и уважаемый коренной народ. Это было в далекие времена, - задолго до начала греческой истории в ее классическом понимании. Однако позже, во времена наших историков, от них остались только изолированные, разбросанные части этой необъятной нации, - так же это случилось с кельтами в Испании – которые подобно верхушкам гор, возвышаются островами, после того, как сушь превращена потопом в озеро.

Эта теория Нейбура, по словам С. Дарды, в целом воспринимаемая без изменений, все же нуждается в серьезных исторических доказательствах. Швеглер серьезно изучил эту теорию и подверг ее анафеме, на следующих основаниях:

1.      Отсутствие какого бы то ни было местного имени для пеласгов в Италии.

2.      На эти легенды наложили отпечаток Римские писатели, которые в свою очередь получили информацию от греческих логографов.

3.      Противоречивые показания различных авторов касательно миграций пеласгов.

4.      Отсутствие в Италии каких бы то ни было исторических доказательств, будь то письменные или какие-либо другие доказательства.

На основании сказанного С. Дарда констатирует:

«То, что название "пеласги" когда-то означало существующий народ, мы можем вполне поверить; но мы не можем сформировать какую бы-то ни было историческую концепцию народа, который Геродот называет оседлыми, другие же - кочевым, и чье древнейшее место проживания было где-то между горою Осса и горой Олимп, а также в Аркадии и Арголиде. В целом, мы можем частично понять чувства Нейбура, который писал о пеласгах следующее:

"Название этого народа уже изрядно достало каждого историка, который ненавидит ложную филологию, создающую видимость знания рас, полностью похороненных в тишине веков".

И если мы уделяем пеласгам сегодня больше внимания, чем другим реально существующим расам, то не потому, что они оставили много правдивых доказательств их существования, но потому, что они занимали такое действительно важное место в мифах Греции и Италии» [5].

Первое, что хочется сказать, концепция, собственно говоря, уже была представлена в работе автора «Бойтесь данайцев, дары приносящих». И второе, определенно, предложенная концепция требует доработки. Прежде, чем излагать концепцию развития индоевропейского этноса проведем обобщение выводов различных исследователей по поводу происхождения «народов моря», их местоположения, общности имен, обычаев, культуры, экономических отношений.

Общие выводы напрашиваются следующие:

1.         «Народы моря» территориально локализуются в одном регионе Средиземноморья (см. карту проживания пеласгов и лелегов в Средиземноморье С. Дарды).

2.         Дарданы согласно источникам происходят с острова Самофракия и в дальнейшем мигрировали в Малую Азию, основав Троаду.

3.         Лелеги согласно источникам переселились из Египта в Малую Азию по соседству с карийцами и лидийцами.

4.         Происхождение пеласгов неизвестно.

5.         Данайцы согласно мифам мигрировали из Египта в Арголиду и присвоили свое имя арголидским пеласгам.

6.         Пеласги и лелеги проживали на Крите и островах Эгейского моря.

7.         Пеласги, лелеги согласно источникам именуются кочующими народами (аистами).

8.         Этноним лелег в восточных славянских языках означает «аист».

9.         Одним из символов так называемого линейного письма В является символ очень похожий на аиста - ai.

10.     Пеласги и лелеги частично переселились на Аппенинский полуостров после природного катаклизма или по другим причинам.

11.     Народы моря были воинственны (нападение на Египет), создали высокую культуру земледелия, ремесел, градостроительства которую заимствовали автохтонные племена ойкумены Средиземноморья и греки.

12.     Пеласги и лелеги говорили на варварском (неизвестном) грекам языке.

13.     Пеласги завезли письменность в Италию.

14.     Пеласги и лелеги не имели топографических и топонимических названий от собственного имени, хотя строили и проживали во множестве городов и на разных территориях.

15.     Дарданы и данайцы (от корня слова дан - поток) имели топографические и топонимические названия (Дардан, Дарданеллы, Данай, Дунай, Днепр, Днестр, Дон, Донец и т.д.).

16.     Корни этнонимов дарданы и данайцы (дан) совпадают.

17.     Пеласги под именем филистимлян проживали в Палестине, воевали и соседствовали с иудеями на правах господствующего этноса.

18.     Пеласги делали человеческие жертвоприношения (младенцев первенцев) своим богам. В Загребской мумии на этрусском языке описан обычай человеческих жертвоприношений (Дюжина – запеленутый ребенок), что, кстати, характерно было и для иудеев (эпизод из Библии избиения младенцев).

19.     Согласно источникам пеласги были отличные мореходы.

20.     народы моря неожиданно появляются в поле зрения летописцев и историков, также как неожиданно исчезают.

21.     Этрусские тексты, Загребская мумия, Игувинские таблицы переводятся только с помощью славянских языков.

Совпадение многих характеристик «народов моря», таких как миграция, появление, исчезновение, варварский (непонятный грекам) язык, наряду с высоки уровнем цивилизации, наводит на мысль, что пеласги, лелеги, данайцы, дарданы один суть народ, существовавший до греков под разными именами.

Имя этому народу – ДАНАЙЦЫ. Только, этот многочисленный народ не «народ моря», а «народ рек» по своему индоевропейскому корню «дан, d-n», пришедший с севера Европы на Балканский полуостров где-то в 4 тыс. до н.э, и в дальнейшем, расселившийся в ойкумене Средиземноморья. Египтянам, в сущности, было все равно, откуда родом этот народ, главное он пришел с моря на кораблях, поэтому и прозвали один народ данайцев всеми эпитетами, какие имели поселенцы Средиземноморья: пеласги – «кочующие», лелеги – «аисты», дарданы – «хранящие поток» (то есть с Геллиспонта).

Почему народ под именем данайцы является собирательным образом народов моря – это уже вопрос концепции.

 

Концепция развития индоевропейского этноса

Совершенно гениальное, на мой взгляд, предположение относительно происхождения имени пеласгов и лелегов выдвинул С. Дарда:

«Согласно древним легендам, пеласгов называли пеласгами потому, что это был кочевой народ, который подобно аистам перелетал с места на место. На греческом языке аист это πελαργoς, пеларг, и, как утверждают античные авторы, именно от этого слова и происходит этноним пеласги. Название второго по частоте упоминаний до-греческого народа, лелегов, очень сходно со словом лелек, которое в значении аист сохранилось в трех славянских языках - украинском, болгарском и сербохорватском, а также и в албанском, киргизском, казахском, в языках алтайской группы, греческом, хинди; на кашмирском языке, который считается дардским языком, лелек тоже означает аист. Лингвисты считают, что слово лелек было заимствовано в украинский язык из турецкого или татарского, и скорее всего это мнение ошибочно, а само слово должно быть древним славянским или индоевропейским, хотя интересно, что общего индоевропейского слова для аиста нет: у других славянских и германских народов аист называется по разному - либо аист/гайстер/heister (хасиде на иврите), либо шторк/stork, либо боцян/бочян.

У славянских народов аист это священное животное, о котором сложено множество легенд, поверий и историй, и убивать которое - смертельный грех. В одной из легенд рассказывается, что аист осенью улетает в загадочный далекий край, в котором обитают души умерших предков, - в Вырий или Ирей. Согласно одной из легенд об аистах, аист осенью улетает на край света, где он окунается в одном озере и превращается в человека; весной он окунается в другое озеро, снова превращается в птицу, и возвращается домой. Любопытно, что большая часть аистов из славянских земель улетает в Африку, где они пережидают зиму. Изображения аистов датируемые третьим-вторым тысячелетиями до нашей эры, находят среди древнеегипетских артефактов, а у древних египтян рай, или загробный мир, назывался Иару.

Само слово "Вырий" иногда интерпретируется как "в рай" или как "в Арийскую страну". По версии Ф. Безлая (Славянские Древности, Т2, стр. 423), этимология слова Ирей связана с далеким морем: "Согласно этой версии, з.-рус. вырей, укр. вирій, вирей, бел. вырай, пол. диал. Wyraj "мифологический край, где зимуют перелетные птицы" (праслав. форма *irijь или vyrijь) восходит к и.-е. *iur "водоем, море" (ср. лит. Jura "море"). Подтверждением этому служат многочисленные рус. гидронимы типа: Вырий, Вырья, Выра, топонимы Вырья, Вырец и др., рус. лексемы вырь, вир "водоворот", укр. Вирей, вирій, "круговорот, водоворот, омут", словен. virij "болото", ir "глубина, глубь", а также название словен. села Verjana, стоящего на слиянии двух рек, реконструируемое как *vyr(ьj)ane - "живущие у вырия".

Есть гипотеза, которая утверждает, что аисты были когда-то тотемным животным древних славян. Так Борис Яценко в статье "Пам"ятка України-Русі V-IX століття" следующей за текстом Велесовой Книги, замечает, что неоднократно упоминающейся в Велесовой книге птицей-Матерью, приносящей огонь новой жизни в семьи, был лелека, аист, - тотемное животное древних славян. Также и в книге "Українські символи", написанной Николаем Дмитренко и группой авторов, высказывается предположение, что "Еще со времен трипольцев-пеласгов существует староукраинское поверье о священности аиста. … Вероятно, что аист был тотемным животным племен, которые населяли Приднепровье еще в IV-II тысячелетиях до нашей эры". История знает много примеров, когда название птицы становилось также и названием народа: например, один из древнеиндийских народов назывался по имени совы - улука.

Возвращаясь к этимологии, предложенной греческими авторами, можно предположить следующее. Путаница со словами пеласг-пеларг возникла в результате того, что лелеги и пеласги были родственными народами, которых очень часто путали друг с другом писатели античности. До античных историков дошла информация об истинном значении слова лелег, но по ошибке и сходству народов, а также по случайному сходству слова пеласг со словом пеларг, они приписали значение аист пеласгам, хотя на самом деле это было название лелегов, и, в дополнение, предположили, что аист это кочевая птица, что абсолютно не так: аисты не только являются моногамными животными, но они еще и предпочитают устраиваться на гнездовье в одном и том же излюбленном месте из года в год. Остается неясным, почему древнегреческие авторы не высказали подобной гипотезы и о лелегах, так как на греческом аист это также и λελεκι, лелеки, в дополнение к уже упомянутому πελαργoς. Любопытно, что по одной из теорий, существует связь между прибалтийским этнонимом aestii и названием птиц – аистами» [5].

В дополнение о тотеме аиста следует добавить уже ранее сказанное о идиограмме линейного письма В в виде аиста и со слогом (AI) и то, что пеласги проживали на Крите.

Таким образом, можно совершенно определенно предположить, что пеласги и лелеги являются тотемом родственных народов или точнее одного и того же народа - данайцев.

Из исторических источников известно, что пеласги приняли имя данайцев по принуждению (Еврипид), однако в древнегреческом мифе о данаидах говорится, что царь Аргоса Пеласг приютил, бежавших от преследования египтян данаид во главе с царем Данаем. В египетских летописях упоминается о нашествии «народов моря» пеласгов и данайцев. По-видимому, мифическое бегство данайцев из Египта является интерпретацией исторических данных о нашествие на Египет «народов моря».

Откуда же пришли данайцы в Средиземноморский бассейн ?

Распад языковой индоевропейской общности датируется IV тыс. до н.э. Индоевропейские племена, проживающие в ойкумене северного Причерноморья, расселились по главным рекам Восточной Европы Дунаю, Днепру, Днестру, Дону и двинулись в Западную Европу и на Скандинавский полуостров. Следует отметить, что это был еще объединенный индоевропейский этнос, не разделенный на кельтов, германцев, славян. В дальнейшем, в течении 2-х тысячелетий в Восточной Европе по рекам сформировался этнос данайцев (народов рек), в Западной Европе оформились кельтские племена. В Скандинавии народился новый этнос, который вернулся на берега старой Европы            под именем германцев.

Многочисленные племена данайцев не остановились на достигнутом и освоили через Дунай Адриатическое побережье и Балканский полуостров, а затем и бассейн Средиземноморья. На острове Крит данайцами была создана древняя развитая цивилизация, появилось линейное письмо А.

Нашествие греческих племен во II тыс. до н.э. из Малой Азии остановило экспансию данайцев в Средиземноморье. На материковой Греции греки постепенно вытеснили данайцев и создали свою Микенскую цивилизацию. На частично колонизованном греками Крите был создан вариант линейного письма В. В середине 2-го тыс. до н.э. произошла природная катастрофа на острове Фера, которая практически уничтожила Минойскую и Микенскую цивилизации. Выжившие данайцы с Крита мигрировали на Аппенинский полуостров, где слились с автохтонным населением и в дальнейшем стали называться этрусками и оско-умбрами. После известных событий Троянской войны, а точнее мировой войны цивилизаций Средиземноморья и последующей природной катастрофы в конце 2-го тыс. до. н. э. Данайцы практически вернулись в прежние районы обитания, т.е. в Восточную Европу. Маршруты следования:

-         Балканкий полуостров, где стали известны под именем венетов и дарданцев;

-         Паннония – известны под именем скловен;

-         Центральная Европа – славяне (чехи, словаки, поляки);

-         Восточная Европа – славяне (поляне, волыняне, древляне, полочане и др.).

Современные восточные славяне – украинцы, белорусы, русские.

Кстати, этноним «белорус» без тени сомнения напоминает имя «пеласг» или «пеларг», «пелоруг», то есть «белый аист». Удивительным является и то, что белые аисты, курсируя между Европой и Африкой селятся именно в Белоруссии и Прибалтике. В той связи совершенно справедливо замечание С. Дарды:

«Любопытно, что по одной из теорий, существует связь между прибалтийским этнонимом aestii и названием птиц – аистами» [5].

 

Литература:

 

1.      Тимофеев В. Загребская мумия. Сайт «Древняя Русь и этруски»http://www.tezan.ru/etr_1.htm

2.      Б.А. Рыбаков, Язычество древних славян. изд. «Наука», Москва 1988 г.

3.      Лингвистический словарь. Москва, изд. «Советская энциклопедия», 1990 г.

4.      Accademia etrusca – Cortona UNA SINGOLARE EDIZIONE DELLE TAVOLE DI GUBBIO

5.      С. Дарда,  сайт «Пояс мира», http://beltofpeace.com

6.      А. Афанасьев, Филистимляне – забытый народ

http://archive.1september.ru/his/2000/no06.htm

7. THESAURUS LINGUAE ETRUSCAE. COSIGLIO NAZIONALE DELLE RICERCHE. CENTRO DI STUDIO PER L”ARCHEOLOGIA ETRUSCO-ITALICA ROMA 1978