Игувинские таблицы_2
Up

 

Мифология и фольклор в Игувинских таблицах

 

(начало публикации 12.08.2015 - обновлено 18.08.2015)

 

Введение

 

Игувинскуие таблицы – крупнейший исторический памятник письменности италиков, который состоит из 7-ми бронзовых таблиц на умбрийском и формально латинском языке.

Но мало кто из исследователей заметил, что Игувинские таблицы разбиты на 12 различных текстов: table Ia, table Ib, table IIa, table IIb, table III, table IV, table Va, table Vb, table VIa, table VIb, table VIIa, table VIIb, что сравнивает их по количеству с 12-ю текстами Загребской мумии (ЗМ). И это не случайное совпадение.

В этрусских и умбрийских текстах описаны ритуалы поминовения умерших. В ясный день этруски в Риме приходили на могилы умерших, принося требы (дары умершим), совершали определённые сакральные ритуалы, сопровождаемые песнопениями и молитвами согласно переводу текстов ЗМ с помощью славянских языков. Те же самые требы совершали умбры, приходя на могилы умерших, прославляли местных богов, совершали песнопения.

 

 

Мифология

 

  

   Пантеон умбрийских богов и божеств составляли др.-египетские ATIIEŔIE – Осирис/отец яровых, этрусские (Уна, Минерва, Фуфлунис, Дюжина, Петруний), др.-римские (Юпитер-отец), славянские PERKAF / PERAKRE - Перкун/Перун, ESUNU – Осеня, TITА – Тит, SESTE - сёстры, VUFRU – вампиры (упыри), Ветла (метла, METLU – у этрусков).

В италийской мифологии, и, в частности, умбийской важное место занимали тотемические представления. Так, например, названия 12-ти колен у умбров имели происхождение от сакральных животных, таких как Клювный – орёл, Куроед – куры, Перьевый – птицы, Мышиный – мышь, Козлятый – козёл, Сивый Конь – конь.

Число 12 вообще  у древних народов имело священное значение, например, 12 колен израильских, 12 колен умбрийских, федерация 12 этрусских городов, 12 х 2 часов суток, 12 месяцев и др.

Умбры поклонялись тотемным животным и приносили им дары: трабы, семена, кору. В Игувинских таблицах упоминаются такие тотемные животные как KNE- конь, KUM – лебедь, PIR – бирюк или кабан, SAHTA – сохатый (лось), BURE – бурый (медведь), TRE- тур, BUF - бык, FURFA -журавль, PURDITA  - бурундук, PARFA - баран, SUBRA - зубр, PURSUS - барсук, PERCA – беркут, SUR – сорока, ESU – ёж, STRUстриж (упоминается в СПИ как Стрибог, Стрибожи внуци, те что веют по ветру).

В качестве жертвоприношений использовались тур, бык, CLETRAM – колотый баран (также в ЗМ).

Также умбры поклонялись деревьям. Особым культовым деревом  считался граб. Его в ИТ представляет DEI.GRABOUEI  дий Грабовик (crapśti в ЗМ). Священными деревьями у умров считались ORER - орешник, PERSEI - берёза, ESU ясень, OSE – осина, PERSCLOкустарник бересклет.

Аналог граба у славян - священный дуб. Выбор священного  дерева, видимо, зависел от среды произрастания вида деревьев.

Особую роль в мифологии умбров играл символ Белого коня.

 

Белый конь

 

Из исторических источников известно, что победители и завоеватели въезжали в город на белом коне. Откуда произошёл этот обычай ?

Белый конь упомянут :

1.      В названии храма Аркона и гаданиях славян в храме Аркона.

2.      В Лемносской стеле как SIVAI AK

3.      В Игувинских таблица как SEVAKNE – сивый конь (слав.)/ table IIa, table IIb, table III, table IV

4.      В древнегреческом эпосе о крылатом коне Пегасе.

5.      В русских народных сказках.

6.      В «Слове о полку Игореве».

7.      В русских пословицах и поговорках

8.      «Въезжать на белом коне» - о победителях.

 

1. "Аркона (Яромарсбург) — город и религиозный центр балтийских полабских славян — руян, входивших в племенной союз лютичей. Город Аркона существовал до XII века, располагался на одноимённом мысе острова Рюген." Википедия

Вот что рассказывает о гаданиях славян в храме Аркона Саксон Грамматик, «Деяния данов», XIV:

"Кроме того, он имел особого коня белой масти, у которого вырвать волосок из гривы или хвоста считалось нечестием. За ним одному жрецу позволялось ухаживать и садиться на него, дабы употребление священного животного не было слишком частым и унизительным. На этом коне, по мнению руян, Святовит — таково было имя изваяния — воевал против врагов своей святыни. Главным доводом этого считалось, что, находясь ночью в стойле, он оказывался покрыт грязью и потом так, словно в скачке преодолел пространство долгих путей".

Затем описываются способы гадания.

Первый использует белого коня Святовита:

"Когда предполагалось начать войну против какой-либо страны, перед храмом по обычаю служители ставили три копья. Из них два втыкались наконечниками в землю и соединялись [третьим] поперек; эти сооружения размещались на равном расстоянии. К ним конь, во время выступления в поход, после торжественного моления, выводился в сбруе жрецом из входа. Если поставленные сооружения переступал правой ногой прежде, чем левой, это считалось знаком удачного хода войны; если же левой прежде правой ступал, то направление похода изменяли. Выступая также на разные предприятия, по первому движению животного получали предсказания. Если оно было счастливым, радостно двигались в путь; если же несчастным, поворачивали назад" Википедия

Возможно это и так. Если прочитать славянское слово конь  - kon с обратной стороны, то получается нога - nog (праслав.)(инв. kon, редукция g/k).

А название храма Аркона может происходить от двух священных для славян слов Яр и конь.

Аркона - Arkona > Jar-kon - Яр-конь (праслав.)(пропуск j).

Яр-конь - белый конь или Солнце-конь !

Аркона - храм Яра-коня.

Яр - самое почитаемое божество у славян. Яр, а не Ра (тоже солнце), как у египтян. Так откуда же произошло египетское слово Ра ?

 Ра -Ra - от славянского Яр -Jar (праслав.)(инверсия  Jar) !

Современное название Арконы - Яромарсбург сложилось у немцев по незнанию славянских обрядов.

Яромарсбург - jaromarsburg - jar-mars-burg > jar-Mars - gorod - Яр-Марс-город (праслав.)

Считается, что Святовит - бог войны славян, аналог латинского Марса.

 

2. Сивый конь в Лемносской стеле (ЛС)

 

Погребение вождей в старину сопровождалось жертвенным приношением коня. В кельтских могилах найдено множество останков этого животного. Кельты были пограничными племенами со славянами и обычаи кельтов могли быть заимствованы последними, а может и наоборот.

В ЛС белый (сивый) конь приносися в жертву воина-пеласга (фокийца по происхождению).

 

5. EVIS Θ : SERO NAI Θ :

Явил душе сирой, принес я дар:

6. SIVAI

Сивому

7. AKER : TAVARSI Θ

коню яровые, соратнику дарил

8. VAN · APA · SIA P : SERO NAI MORINAI P

пахучий  опий, сияющий положил. Сирую принёс я  морскому праху 

9. ROM : HARAPIO : SIVAI : EP TESIO : ARAI : TIS : FOKE

любимого. Храброму, сивому яровые положил, Дюжину рожденными тешил, фокийцу

 

11. SIVAI : AVIS : SIA PX VIS : MARA KN : AVIS : ATMAI

Сивого явил  сияющий прах,  веял Мара, коня крылатого атаману.

 

 

3. Сивый конь в Игувинских таблицах (ИТ)

 

Script IIa

20 ANTENTU : ESUNU : PUNI : FEITU : HUNTE : IUVIE: AMPENTU: KATLU

рождённым тетенам, Осене поникшему вею, дую, хвалёную тебе явил яме,

пенатам катилену

21 SAKRE : SEVAKNE : PETRUNIAPER : NATINE : FRATRU: ATIIEŔIU : ESUNU:

cокровенную, Сивому Коню,  Петрунию, бери, нате, несу братству отца

яровых, Осене.

 

Script IIb

5 ETRE TALENATE : MUSEIATE : ETRE : MUSEIATE : IUIESKANE :

яровая трава таленатам, Мышиный, яровая трава мышиным, Яви Сивому Коню,

6 ETRE : IUIESKANE : KASELATE : ETRE KASELATE : TERTIE KASELATE :

яровую траву яви сивоконям, Козлятый, яровая трава козлятым. Земля тебе, Козлятый,

7 PERAZNANIE : TEITU AŔMUNE : IUVE : PATRE : FETU : SI : PERA :

первазнание, деяти Армуни. Юпитер-отец, веди сих Пер-

8 KNE : SEVAKNE : UPETUE: VEIETU : SEVAKNE : NARATU : ARVIU

куну, Cивому коню, убитым веяти, Cивому коню, на заре орав

9 USTETU : EU : NARATU : PUZE : FAÇEFETE : SEVAKNE : HERI : PUNI :

устами ево, на заре пажити лицу веяти, Сивому Коню, Яру поникшему

10 HERI VINU :  FETU: VAPUTU : SAÇI : AMPETU: KAPRU : PERA: KNE: SEVA

Яру винись, веди во пути сочинение, яме петому, капищу Перкуна, Сивому

11 KNE : UPETU : EVEIETU : NARATU: ÇIVE : AMPETU : FESNERE : PURTU:

коню убитому. Яви еду на заре сивым, цевьё яме петое, весне яровые, порту

и др.

 

4.      Крылатый конь Пегас

 

«От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гипокрены, вода которого, по позднеаттичным представлениям, вдохновляла поэтов. Отсюда выражение «оседлать П.» - стать поэтом.» [БСЭ]

Древнегреческая легенда возникла на основе славянского сказания о Белом Коне

Этимология имени Пегас:

Пегас – Pegas > Pelasg – Пеласг

Племена пеласгов населяли Пелопоннес задолго до пришествия ахейских племён.

Пелопоннес – peloponnes > beloponnij – Белопонний/Белоконный (слав.)

Пегас – Пеласг > pelasg > perks > perkun – Перкун, Перун (др.-слав. божество)

Перкун упоминается в ИТ:

PERAKNEperja-ogni – перья огня/перуны (слав.), но другая трактовка:

PERAKNE > perja-kon – перья-конь (крылатый конь) (слав.)

 

5.      В русских народных сказках упоминается «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой ! Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит…».

6.      В СПИ : «Комоню въ полуночи Овлуръ свисну за рѣкою; велить Князю разумѣти. Князю Игорю не быть ! Кликну стукну земля, въшумѣ трава. Вежи ся Половецкiи подвизашася.»

7.      В русских пословицах и поговорках: «Сивый мерин», «Обкатали Сивку крутые горки», "врать как Сивый мерин", "бред Сивой кобылы".

8.      Миф о Белом Коне вошёл в историю как символ победы. На белом коне победители въезжали в город.

 

Фольклор

 

У Лукоморья дуб зелёный

 

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

 

А.С. Пушкин

 

Что же такое Лукоморье ? Это береговой изгиб у Чёрного моря, фактически Причерноморье в бескрайних степях которого блуждали орды кочевников и скифов.

«А поганого Кобяка у луки моря исторже..» [СПИ]

В лукоморском котле выплавлялись новые индоевропейские племена кельтов, англо-саксов, славян и свеев в симбиозе с кипчаками и аланами, которые потом как стрелы Перуна разметались по Восточной и Западной Европе.

В Лукоморье складывались ранние сказания певцом Бояном (котом Баюном).

Какие древние обряды и сказания славян предшествовали «Слову о полку Игореве» и сказкам А.С. Пушкина ?

Русский фольклор, как ни странно мы находим в текстах Загребской мумии, Лемносской стелы, в Игувинских таблицах далёких италийских племён этрусков, умбров и осков в Италии.

 

Сравнение текста Игувинских таблиц умбров с русских фольклором А.С. Пушкина

 

Умбры (обры), которые упоминаются в ПВЛ как и многие италийские племена произошли от индоевропейских племён, населявших бассейн Чёрного моря.

 

Сказка о царе Салтане

 

1.      «Остров Буян» – остров Рюген в Балтийском море, где был основан языческий храм Аркона (Яр-конь). Образ Белого коня (SEVAKNE) множество раз обыгрывается в ИТ.

2.      «Белка в тереме живёт, да орешки всё грызёт»

В ИТ описываются приношения сакральным животным к увитому портику (PORTUVIE), в частности, белке или векше , «весуне» (UESUNE), возможно, летучей мыши. С точки зрения биологии белки произошли от летучих мышей. До сих пор существует разновидность белки-летяги  с перепонками вместо крыльев.

3.      «Тридцать витязей прекрасных»

Витязи выходили из воды во главе с дядькой Черномором, т.е. витязи родились в Чёрном море. В Игувинских таблицах аналога Черномора был Перкун (Перун), который метал стрелы-молнии (30 витязей с копьями).

4.      «Царевна- Лебедь»

Образ Лебедя неоднократно используется в ИТ:

28 TERTU : INUMEK : KUMALTU : AŔKANI

Земле дуди. В другой месяц, Лебедем лети к Арконе,

29 KANETU : KUMATES : PERSNIНMU : ESUKU

Коню дуди, Лебедушку тешь, Березе поникшей гимн играй…

Лебедь является сакральным животным в ИТ. Характерно, что половцев, которые кочевали в Причерноморских степях называли куманами (лебедями). В русском языке сохранилась фамилия Куманов. Этимология названия половцев до сих пор не имеет единого мнения у лингвистов и историков. Есть версия происхождения половцев от слова «половый» т.е. «светлый». В отличие от других кочевников, например, кыпчаков, половцы имели светлые (русые волосы), что отждествляет их с руссами (славянами). Во всяком случае, род половцев мог иметь ассимиляцию с пограничными славянскими племенами степной Руси. Половцы могли заимствовать язык и письменность славян. Слово «кыпчак» имеет славянское происхождение.

кыпчак – кочевник (тюрк.) > kipchak > kochevnk кочевник (слав.)(инв. kipchak, пропуск n)

На ранних этапах существования кочевой степи (котла) славянские племена совместно с кочевниками и аланами могли мигрировать на Балканы и в Италию, где слились с местными аборигенами, сформировав этрусский этнос. У этрусков существовал город-порт Кумы. В историческом музее Венеции находится «Кодекс куманей». Это библейские и фольклорные тексты кыпчаков переведённые с тюркского на латынь, поскольку кыпчакский язык (крымско-татарский в основном) является частью тюркского языка, который исторически имеет общие корни со славянским языком.

В Интернете существует даже список русских слов, заимствованных из тюркского языка. На самом деле большинство слов из этого списка имеют славянское происхождение. Эти некогда славянские корни были заимствованы в тюркский язык и затем в виде тюркизмов вернулись в славянский язык.

 

Детские игры

 

Cуществует определённая преемственность образов древних текстов этрусков и умбров в славянском фольклоре. Историками, в частности, академиком Б.А. Рыбаковым давно отмечено, что детские игры, считалки-прибаутки являются отражением древних славянских обрядов. Например, игра в «Горелки» или "Салочки" является языческим обрядом поимки (умыкания) невесты. Игра «Яша» является языческим обрядом жертвоприношения Ящеру (Яша). Игра «Бояре» описывает обряд выбора невесты и т. д. Но самым интересным является то, что в древнейших текстах Игувинских таблиц иносказательно представлены языческие обряды приношения богам, умершим, животному и растительному миру как в известной детской считалке про сороку-воровку: «Сорока-воровка кашу варила, деток кормила. Этому дала и этому дала, а этому не дала». Этот по истине удивительный и важный для исторической науки результат был достигнут автором после многочисленных вариантов перевода текстов Игубинских таблиц с помощью славянских языков.

Другая детская считалочка-прибаутка: «Божия коровка, полети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не горелого» представлена в Игубинских таблицах текстом:

 

ERA FONT.UIA.PORA BENU SO FON DLIRE. (Игубинские таблицы, Tav. VIIа)

Фраза «Божия коровка» может быть интерпретирована как «bee pora)» или «Пчела сияющей порой». Пчела по английски называется «bee», а в таблицах «BEN». И, возможно, под «коровкой» подразумевается пчела, которая действительно собирает цветочную пыльцу и производит мед (иносказательно – хлеб).

Перевод автора:

«Яровые пахучие весеннею порой пчела  собирала,  пахучие дарила»

Еще одна детская считалочка: «Эники беники ели вареники» находит свое отражение в Игувинских таблицах фразой:

: BEN VRE NV: (Игубинские таблицы, Tav. Vа)

Перевод автора:

«Пчеле варенье»

Интересно, что полный текст считалочки по умбрийски пишется как:

PVRE: VLV: BEN VRENV: PRVSI KVREN KVRA TVREН TE: NEIP ERV:

Перевод автора:

«Бурому улей, Пчеле варенье, Поросенку коренья, Курам травное, Небу яровые»

Слово «эники» в Игувинских таблицах представлено как (ENUK/INUMEK) т.е. «в иной календарь/календулу», «в иной месяц календаря», «В другой месяц календаря», «иначе», позволяя автору текстов Игувинских таблиц создавать повторяемые стилистические конструкции повествования, характерные для славянского фольклора. Например, «Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла, люли, люли стояла. Мне бы ту березу заломати…» и так далее. В Игувинских таблицах приношения одинокой, поникшей березе являются одним из ключевых моментов повествования.

Несмотря на полифонию и слоговую конструкцию слов оскско-умрийских текстов, трудно себе представить, что переводы можно было так подогнать, чтобы древние тексты зазвучали по современному в славянском фольклоре, тем более что существуют параллели фраз в этрусских, умбрийских и венетских текстах. И более того описание языческих обрядов весьма схоже в различных исторических источниках италийских и славянских народов. Об этом позднее.

Особую роль в Игувинских таблицах играют народные песенные мотивы, которые характерезуются повторами ритуальных фраз (рефренами), например:

TUTA : IKUVINAтута Игувина. Игувина (авгурина) – это ритуальньная фраза, сакральный текст, произносимый жрецом (авгуром) которым сопровождалось приношение могиле умершего.

ENUMEKв иной месяц

SURUR – сорока-воровка

PESNIMU – песню играл

PERSNIMU – берёзе песню играл

  

Сокращения

 

ИТ – Игувинские таблицы

ЛС – Лемносская стела

ЗМ – Загребская мумия

СПИ – Слово о полку Игореве

 

Ссылки

 

1. Саксон Грамматик, «Деяния данов», XIV

2. Игувинские таблицы, http://www.tezan.ru/umbr_2.htm

3. Лемносская стела, http://www.tezan.ru/etr_1.htm

4. Пегас, БСЭ