Иврит-праславянский словарь
Up А-М Н-Я

 

Словарь иврит-праславянский

 

(начало публикации - 2012 г.- обновлено 08.08.2016)

 

Введение

 

Историческая справка:

«Иврит – современная модификация древнееврейского языка, свормировавшаяся на базе языка мишнаитского периода. Относится к семитским языкам новой ступени. Официально язык государства Израиль (наряду с арабским языком). Число говорящих, св. 3,5 млн. чел.

К сер. 1-го тыс. до н.э. др.-евр. язык вышел из употребления как разговорный язык и оставался языком религиозной практики и духовной и светской литературы высокого стиля. Во 2-й пол. 18-19 вв. на его основе формировался иврит, главным образом у евреев Восточной европы, как язык просв. и художественной литературы. . Со второй половины 19 в. Иврит стал также разговорным языком повседневного общения.» [3].

Исследуя ностратические языки  я пришел к выводу, что все они принадлежат по своему происхождению к единому праязыку, который я обозначил как вульгарная латынь или праславянский язык, поскольку в современном виде вульгарная латынь сохранилась только в славянских языках почти в неизменной форме.

Иврит не миновал значительного влияния праславянского языка, тому будет множество примеров, включая словарь иврит – праславянский язык.

Для начала приведу примеры из учебника по ивриту [1], где раскрывается суть проблемы.

Примеры для начала:

Славянские корни в словах иврита находятся по специальной методике, которая указана в скобках.

хавер – друг (ивр.) > xaver > drujok –дружок (прасл.)(инв. xaver, пропуск d, замена j/v, редукция k/h ).

морэ – (ивр.) > more > mgstr – магистр (лат.)( пропуск st)/mgchj – могучий (прасл.)(замена g/o, j/r, пропуск ch).

Яфе – красивый (ивр.) > jfe > ragenj – ряженый (прасл.)(замена r/j, редукция g/f, пропуск nj).

кос – стакан, стекло (иврит) > kos > stak/steklo – стакан (слав.)(инв. kos, пропуск t; пропуск l)Секрет в том, что слово «кос» - мужского и среднего рода в славянской трактовке. А поскольку среднего рода в иврите нет, то слово «стакан» сливается с женским родом.

малэ – полный (иврит) > male > polj/polnj – полый/полный (слав.)(редукция p/m), пропуск n)

Слово «малэ» - полный (прасл.), но что обозначает слово «река» - пустой (ивр.). В слав. есть слово «прореха», т. е. дырка. Как получается слово «дырка» из «река» ?

река – пустой (ивр.) > reka > pro-reha > dirika – дырка (прасл.)(пропуск d).

 «шанот» по-славянски «година», «год» муж. рода.:

шанот > shanot > godina – година, год (прасл.)( редукция g/s, замена d/h).
город – ир (ивр.) > ur > uru – город (хет.)/gurud > gorod – город (прасл.)(пропуск g, d).

Слово «город» по-слав. муж. рода, вот и весь сказ !

зуг – пара (ивр.) > zug > stjag/guz – стяг, стягивати/гуж (прасл.)(пропуск t, редукция s/z; инв. zug).

Славянское слово «стяг», «гуж» от которого произошло ивритское «зуг» - мужского рода.» [1].

Короткие примеры из учебника по ивриту убедительно доказывает формирование иврита на базе праславянского языка.

 Но самое существенное – это многочисленные славянские корни иврита в словаре русско-иврит [4]. Словарь иврит – праславянский язык представлен в Приложении.

 Следует отметить, что славянские корни сильно завуалированы, скрыты в словах иврита, но найти их можно и вполне успешно с помощью метода, представленного в крайней правой колонке. В крайней левой колонке словаря слова иврита приведены в русской и латинской транскрипции.

 

Словообразование в иврите

 

Одной из особенностей словообразования иврита на основе праславянских корней является формирование глаголов и существительных.

Глаголы в иврите имеют приставку le-, li-, которая стоит перед славянским корнем. Приставки  le-, li аналогичны окончанию -re в инфинитиве латинких глаголов и окончанию re во французском языке, которое для праславянского языка имеет форму ti (-ти). Поэтому, при поиске славянского корня в иврите приставка le-, li-, заключается в скобки, а в конце корня глагола ставится –ti. Например, лезабель/lezevel – удобрять > [le]navoz-t – навозити (прасл.)(инв. zevel, замена n/l).  

Для формирования существительных на основе славянских корней в иврите часто используется слово-приставка «мэ-» (me-, mi) > mj – муж (прасл.), а также «мa-» (ma-) > мать (прасл.) точно также как в арабском языке, например:

мэтэг/meteg – выключатель (ивр.) > mj-toka - муж-тока (слав.)( редукция k/g)

мэфиц/mefic – дистрибьютер (ивр.) > mj-ofis – муж офиса (слав.) пропуск o, редукция s/c)

мэхабар/mekabar – автор (ивр.) > mj-karabnj/skripenj – муж карябания/скрипения (слав.)( перест. b/r, пропуск nj; пропуск s, редукция p/b)

мацбэр/macber – аккумулятор (ивр.) > ma-sberegnj – мать сберегания (слав.)( пропуск t, редукция s/c, пропуск gnj)

мацлэн/maclen – компас (ивр.) > mat-celenj - мать-целения (слав.)(пропуск t)

мивка/mivka – прорубь (ивр.) > dl-lnka - делати лунку (слав.)( пропуск l,  замена n/v)

мигэрэт/migeret - рама (картины) (ивр.) > dl-ogorod - делати-огород (слав.)( редукция d/t)

мисхак/misxak – матч (ивр.) > dl-sxodk - делати-сходку (слав.)( пропуск d)

машру:ба:т ру:хийя/mashrubat ruxijja - алкогольные напитки (араб.) > mat-gorjachitlnj jidkijja - мать горячительных жидких (напитков) (слав.)( редукция g/sh, k/x, замена ch/b, j/r, пропуск d)

мамшан/mamshan – аллея (араб.) > mat-cashtan - мать-каштан (слав.)( замена c/m, пропуск t)

муйаллиф/ mujallif – автор (араб.) > muj-kalligraf – муж-каллиграф (слав.)( редукция k/j, пропуск g)

муди:р/mudir – администратор (араб.) > muj-dir/mudrj - муж-директор/мудрый (слав.)

мумассиль/mumassil – актёр (араб.) > muj-mascij - муж-маски (слав.)( редукция c/s, замена j/l)

Третья особенность формирования слов в иврите на базе праславянского языка состоит в частой инверсии славянских корней. Например зэвэль/zevel – удобрение, навоз > navoz – навоз (прасл.)( инверсия zevel, замена n/l).

В –четвертых, славянские, а также латинские и греческие корни сильно искажаются по составу букв или вовсе пропадают в словах иврита. Например, слово «антиквариат» (лат.) читается в иврите как атикот/atikot. Надо серьезно поработать переводчику, чтобы так исказить иностранное слово (антиквариат) – пропущено 5 букв (!), а дешифратору - чтобы понять смысл написанного слова.

 

О ханаанском языке

 

В основе иврита лежит праславянский язык который сформировался много тысяч лет назад. В далёкой Палестине когда-то существовало государство или государственное образование племён, основанное забытыми ныне племенами пеласгов, а затем завоёванное племенами кочевников с Аравийского полуострова - иудеями, великий Ханаан, земля Обетованная, великий Израиль, Иудея. Все эти топонимы исследователи языка переводят по разному. Но у Палестины есть один достоверный перевод:

Палестина – Palestina > Paleshtia > Pelasgia – Пеласгия (слав.)

 

 

Рис.1 карта Палестины-Ханаана

 

Иудеи (или евреи) заимствовали язык, ремёсла и науку у пеласгов став самой просвещённой нацией в мире. А где пеласги ? Пеласги отправились в Восточную Европу и стали называться в научной среде скифами, сарматами, на худой конец, славянами.

Ханаан – Xanaan > Kanaan > Finikian – Финикийцы (слав.)(редукция f/k, пропуск k)

Финикийцы ? Да это те, что изобрели алфавит, который стал основой для всех современных языков ? Финикийцы были известными мореплавателями и только пеласги могли быть финикийцами, которые везде скитались по Средиземному морю.

Финикийцы – феаки – feaki > morjakiморяки (слав.)(редукция m/f, пропуск r).

А что палестинцы (не путайте с современными палестинцами-арабами) ?

палестинцы – paleshtii > falestii – филистимляне (слав.)(редукция p/f)

Это те ненавистные иудеям племена, с которыми они боролись согласно Библии и которых одолели. Интересно, что в очном бою Давид победил известного всем Голиафа. Но позвольте, Голиаф по-славянски – «Голова». Так на Украине называли запорожских атаманов, а ныне в России «глава» - представитель власти в городских и сельских поселениях (например, «глава городской управы»)

Голиаф – Goliaf > golovaголова (слав.)(редукция v/f)

Израиль – край обетованный в оригинале называется Русью по-арабски.

Израиль – Izrail > al-Rusiаль Руси (араб.)(инв. Izrail, редукция s/z) или по-славянски – Русь !

 

Краткая история иудеев

 

Для понимания происхождения иврита рассмотрим краткую историю иудеев.

Существует официальная версия происхождения иудеев (евреев).

«Согласно Танаху корень евреев происходит из месопотамской семьи семьи середины 2-го тысячелетия до нашей эры. Праотцы народа Авраам , Исаак и Иаков. Потомки Иакова образовали 12 колен (племён) Израиля, которые жили во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры в Египте. Приблизительно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры они вышли из Египта и обосновались на земле Ханаан[ВП]

Танах – еврейское священное писание - акроним названия трёх сборников: Тора, Пятикнижие, Пророки.

 

Танах – Tanax > tajnik тайник (слав.)(редукция k/x)

 

Происхождение слова «иудеи»

 

«Греческое ουδαος происходят от древнееврейского יהודי (иеhуди). В свою очередь, от греч. происходят лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем Jude, польск. żyd, рус. иудей и т. д.

Изначальное название иеhуди относилось к потомкам (колена) Иуды, впоследствии — к жителям Иудейского царства вне зависимости от их племенной принадлежности. После падения Иудейского царства название иеhуди потеряло специфическую связь с Иудейским царством и превратилось в термин, обозначающий национально-религиозную принадлежность вне связи с какой-либо территорией или коленом[ВП]

 

Происхождение слова «евреи»

 

«На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит = «еврейский­», букв. «еврейская»). Слово עברי [иври́] происходит от существительного עבר [э́вер] — «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер hа-яркон] — «та сторона Яркона, Заярконье». Следовательно, «иври» — это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Аврааму, вышедшему в Ханаан из Харрана, Быт. 14:13.

Другое традиционное толкование упоминает предка Авраама Евера (Эвера), правнука Сима. Существует также версия происхождения этнонима «иври» от названия группы племён хабиру.» [ВП]

Версия происхождения этнонима «еврей» в славянской трактовке:

еврей - ebhrej > evrej > riverрека (англ.)(инв. evr, редукция v./b)/rivus – ручей, поток, канал (лат.), т.е. «заречные», за Евфратом или Иорданом (Яр-Дон), пришедшие из Месопотамии или пустыни.

Непонятно только как иудеи оказались в Месопотамии и Египте ?

Неофициальная версия состоит в том, что этноним иудеи лингвистически близок этнониму сауды или саудиты – арабские племена, выходцыс Аравийского полуострова.

Сауды – Saudi/Iudi > pustinjпустынные (слав.)(пропуск p, s, редукция t/d)

Сауды происходят из Медины (город на северо-западе Аравийского полуострова), а Медина на иврите – Родина !

Медина – medinamj-rodinaмуж родина (слав.)(пропуск r)

Следовательно сауды и иуды одного рода-племени – арабы.

На мой взгляд существовало два потока миграции с Аравийского полуострова арабских племён. Первый в середине 2-го тыс. в Месопотамию, Египет и Палестину.

Исход евреев из Египта – сказочная история для создания мистической версии происхождения государства Израиль в Палестине.

Из Египта часть племён иудеев переправилась через Гибралтар и обосновалась в Испании под именем иберы – iberi > evrej – евреи (слав.), старое названия Пиренейского полуострова (Иберийский полуостров). Там иудеи смешались с кельтами и выходцами с Кавказа – басками. Так была основана испанская нация.

Из Месопотамии и Палестины часть иудейских племён направилась через Малую Азию (козары), через Кавказский хребет в Поволжье, где стали именоваться хазарами.

Хазары – xazari > rusak – русаки/русские (слав.)(инв. xazar, редукция s/z, k/x)

Почему хазары – русские ? Дело в том, что иудеи поселившиеся в Палестине ассимилировали с частью автохтонного населения – филистимлянами (пеласгами), освоив их язык, но навязав свою иудаистскую веру. Поэтому исторически известно, что основное население Хазарии составляли русские (славяне) при государственной религии - иудаизм.

Иудеи, также мигрировали в Европу через Балканский полуостров в Австрию, где приобрели свои колоритные фамилии, далее двинулись в Восточную Европу, то есть в Польшу, где основали крупную диаспору и далее переселились в Россию. Круг замкнулся. Бывшие пеласги-иудеи вернулись на свою историческую родину (Есть версия, что пеласги – выходцы из Восточной Европы).

Устоявшаяся этимология пеласгов основная – pelasgia > beljaisi белые аисты (слав.)(редукция b/p, t/g)

Интересно, что в результате ассимиляции с пеласгами иудеи приобрели навсегда европеоидные черты лица, т.е. белую кожу, отчасти рыжие и русые волосы, что не наблюдается у коренных арабов. Более того иудеи (евреи) приобрели навыки пеласгов-славян, такие как острота ума, изобретательность, артистизм (отбросив лень), сохранив положительные черты арабов, такие как упорство, настойчивость, терпеливость, изворотливость, благодаря чему приобрели способность к выживанию в трудных условиях и высокому таланту, несмотря на многочисленные гонения.

Именно поэтому в настоящее время существуют многочисленные версии о происхождении славянского языка из иврита или наоборот. Это происходит потому, что так оно и есть. Славяне (в прошлом пеласги) родственны по крови иудеям.

Вторая волна миграции арабов с Аравийского полуострова произошла в 9 в. нашей эры, когда арабы захватили Испанию и внесли свой колорит в испанское искусство, часть арабских племён захватила Палестину и вытеснила оттуда иудеев, также арабы попытались проникнуть в Европу через Балканы, но были отброшены венграми. Тогда и появился арабский язык, арабское письмо, но интересно то, что арабский также насыщен славянскими корнями как и иврит.

 

«В еврейских трактатах Средневековья сохранилось довольно много сведений о ханаанском языке. Собрав их, мы получим ханаанско-еврейский словарь. Для удобства читателей из ханаанско-еврейского сделаем ханаанско-русский:

ШНИХ – снег

КРВКИС (коровкис) – жуки, божьи коровки

ИГУДИ – ягоды

КНУПИ (канупи) – конопля

ПИЛТ – плот

ГНУЙ – гной

ПИУЦИ – пиявки

ЛИПА – клей

ПУМИТЛУ – помело, им выметают комнату

ДУБ – дерево дуб

БРИТВА – острое орудие, которым можно резать

КРУГ – круг

В ШКОЛЕ – в школе.

ТУЛИКО БУДИ СТАТИ АНМИСА АИ НИПИЦИ – («только будешь стоять на месте, а не пищи»)

Думаю примеров достаточно, чтобы сделать определенные языковые выводы: язык населения захваченных и покоренных территорий был славянской группы или одной из ветвей индоарийской языковой семьи, о чем боятся сказать наши ученые.
» [7]

 

Арамейские языки

 

«Арамейский выполнял роль «лингва-франка» во всём регионе Ближнего Востока, вытеснив из употребления аккадский язык в Ассирии и Вавилонии. По-арамейски общались послы и купцы в Израиле и Иудее. Особенно усилилось положение арамейского языка в эпоху Древнеперсидского царства Ахеменидов (VI век до н. э. — IV век до н. э.), при которых он стал официальным языком империи.

В эллинистическую эпоху и вплоть до арабского завоевания (VII век н.э.) арамейский успешно конкурировал с греческим, оставляя за всеми остальными семитскими языками роль местных наречий. Один из арамейских языков был разговорным языком Иудеи во времена Иисуса Христа» [ВП]

Тем не менее трудно себе представить, что арамейскии племена кочевников из Аравии могли стать оригинальными носителями можно сказать мирового языка. Кочевник, по сути дела не имеет постоянного места проживания, у него нет родины, а следовательно нет и государственности, оседлого образа жизни из-за чего и формировались государственные письменные языки многих стран. Тоже самое относится и к др. еврейскому языку, носителем котолрого были кочевники-иудеи из Аравии, тюркским языкам, носителями которых были кочевые племена Сибири и Алтая. Откуда такой феномен ?

Я полагаю, здесь кроется ошибка из Библейского эпоса. Например, в Библии говорится, что после потопа У Ноя было три сына: Сим, Хам и Иафет, которые и сформировали основные народы мира.

Арамейский язык - язык арамеев, семитских племен, пришедших в Сирию и Северную Месопотамию с юга в конце I тысячелетия до н.э. и почти полностью ассимилировавших более раннее хуррито-аморейское население этих исторических областей. Вопрос в том, откуда пришли арамеи ? Из Аравии, а может из гор Загроса из государства Урарту ?

Согласно традиционной трактовки Библии у Сима (семиты) было пять сыновей:

Елам – эламиты

Асур – ассирийцы

Арфаксад – доарамейское население Палестины (филистимляне)

Луд – ливийцы

Арам – арамеи

О лудах-ливийцах нам практически ничего не известно из источников (информация в ВП отсутствует) , но почему ливийцы, а не карийцы или другие народы Малой Азии ?

Арфаксад – филистимляне Палестины. Станное имя Арфаксад. Преобразуем его.

Арфаксад – arfakcad > africanc – африканцы (слав.)(перест. r/f, редукция n/d), т.е. это северо-западные африканцы или попросту египтяне.

Луды – может быть искажённым словом Иуды, колено Иуды – основное племя иудеев.

Луды – Ludi > Iudi – Иуды, иудеи (слав.)(замена i/l), что часто бывает.

Арам может относится к протоармянам из государства Урарту.

Урарту = Арарат – Ararat > Aramij – Арам (слав.)(замена m/r), что часто бывает.

В итоге получаем следующий список Сима, где Сим – шумеры:

Сим - шумеры

Елам – эламиты

Асур – ассирийцы

Арфаксад - африканцы

Луд – иуды

Арам – протоармяне/Урарту-Арарат

Но протоармяне не кочевые, а оседлые племена, следовательно они вполне могли быть носителями арамейского языка.

Рассмотрим традиционный список Хама (легендарный прародитель африканских народов):

Куш – эфиопы

Мицраим – египтяне на др.-евр.

Фут – ливийцы (мавры)

Ханаан - ханаанеи

В итоге получаем, что легендарные ханаанеи были африканцами ?!

Как известно, существует библейская легенда о грехе Хама, который видел пьяного отца Ноя обнажённым. Эта версия говорит о том, что Хам мог претендовать на первородство после Ноя, но Хам был отвергнут, а за его грех пришлось расплачиваться его сыну Ханаану. Почему так ? Может быть семиты в лице Сима предендовали на первородство после Ноя и поэтому был отвергнут Ханаан ? Здесь в понятии первородства имеется в виду господство в регионе религии, языка и прочее.

Рассмотрим новую версию списка Хама:

Хам по-арабски «горячий», но почему имя Хама трактуется по-арабски, если Библия была создана до РХ, когда письменного арабского языка не существовало.

Можно предположить, что Хамиты – это хурриты, которые ассимилировани с арамейцами в Месопотамии.

Хам – ham > hur - Хурриты

Куш – каши (Аккад.), касситы/курды – древние горные племена в горах Загроса (Западный Иран)

Мицраим (иврит) – micraim > mj-irac – муж-ирак (слав..)(инв. crai)

Фут – fut > Punt – пунийцы/финикийцы

Ханаан – ханаанеи

В этом варианте становится понятным, что Хамиты не африканского происхождения, к ним же должны приникнуть арамы из списка Сима (поскольку армяне не семиты).

Хурриты предшественники хеттов В Малой Азии являлись носителями несимитского языка, а индоевропейского. Но чтобы оставить первородство за семитами была придумана легенда о грехе Хама. Вот почему была искусственно искажена родословная Сима и Хама в Библии.

Следовательно лингвистическая теория о семито-хамитских языках мягко говоря ошибочна. Хамитских языков в принципе не существовало, а арамейский язык относится к группе индоевропейских языков.

 

Словарь иврит-праславянский

 

О пользовании словарем

 

В этом словаре приводятся примеры слов, которые совпадают по звучанию (редукция) и написанию строчных букв и, следовательно, согласно разработанной методике могут быть заменены славянскими корнями из ивритских слов. И речь идёт не о единичных случаях, а о системном (тотальном) подходе, что говорит о заимствовании из славянских языков в арабский язык.

Автор не исключает случайных ошибок и натяжек, что не является редкостью в работе с словом, но которые из общего количества обработанных слов являются ничтожными.

 

Условные сокращения:

 

инв. – инверсия

перест. – перестановка

авт. –автор

 

В конце строки скобках представлена терминология, раскрывающая основные типы преобразования слов иврита в праславянские слова:

Редукция – традиционная редукция гласных на основе закона братьев Гримм;

Замена – косвенная редукция гласных, связанная с ошибками переписчиков;

Перестановка – перестановка строчных букв в скорописном письме;

Пропуск [буква] – пропуск строчных букв в скорописном письме;

[буква] – подстановка строчных букв в скорописном письме;

Инверсия – инверсия слова.

 

 Алфавит иврита представлен в русской/латинской транскрипции.

 

Примечание :

Авторская транскрипция славянских звуков : c [Ц], [К], ch [Ч], sh [Ш], sch [Щ], h, x [X].

Литература:

 

  1. Учебник для изучения иврита http://ulpanet.netzah.org/bukvar/alf.php

  2. В. Н. Тимофеев «Методика поиска славянских корней в иностранных словах», http://www.tezan.ru/metod.htm

  3. Лингвистический энциклопедический словарь, изд. «Советская энциклопедия, Москва, 1990 г.

  4. Штамлер «Словарь русско-иврит», http://samlib.ru/m/marinai_s/slovar.shtml

  5. иврит-русский словарь

  6. А. Я. Гаркави «О языке евреев, живших в древнее время на Руси и о славянских словах, встречаемых у еврейских писателей. (Из исследований об истории евреев в России), М. Книга по требованию, 2011 г.

  7. А.Бычков, «Московия. Легенды и мифы»