|
Этимологический словарь Тимофеева -Е-
опубликовано 01.10.2020 - обновлено 22.12.2020
E
Ев- «От др.-греч. εὖ- «хорошо» арх прочтение [эв-], [ев-] — хороший, благой, добротный; настоящий, подлинный, истинный; например: Евангелие, Евгений, Эвандр, эукариоты.» [ВП] «В греч. языке это слово (eu) означает "хорошо, благо, добро", "полностью, вполне", от ар. عبا "светиться о лице", "быть красивой о наложнице"; "готовить, паковать (товар)", "наполнять" (М., стр. 485). Понятие красоты и полноты женщины в арабской культуре совпадали.» [ЭCВ] Ев- на самом деле означает слав. сущ. «явление». Например: Евангелие – явление ангела, т. е. «благая весть». Корневое слово от «Евангелия» - явление (слав.)
Ева «Ева (древнееврейская Хавва), по библейской мифологии жена Адама, сотворённая богом из ребра Адама; первая женщина и праматерь рода человеческого в иудаистской, христианской, затем мусульманской мифологии. Согласно легенде, по наущению змея вкусила сама и уговорила Адама отведать «запретный плод с древа познания добра и зла». За этот «грех», навлекший проклятие на всё человечество, Е. вместе с Адамом была изгнана богом из рая.» [БСЭ] «Ева — женское имя, русский вариант еврейского имени חוה Хава. В буквальном переводе с иврита это слово означает «дающая жизнь», но в данном контексте употребляется в смысле: «подвижная», «озорная». В некоторые языки христианских народов это имя вошло в форме Эва (чешский, польский), Ива (английский), в другие (грузинский) в форме Хава. Также Ева — это краткая форма не только некоторых женских имен (например, Евангелина, Евгения, Евдокия, Евника), но и мужских имен — Евстигней, Евтропий» [ВП] «От ар. حواء х#ава:' Ева, производное от корня حيا х#айа: (х#ава:) давшего حياة х#айа:т "жизнь". Корень омонимичен, он означает также сворачиваться, откуда حية х#аййа "змея". На самом деле ее соблазнил член Адама, русское название которого этимологически восходит к этому корню "жизнь", т.е. "дающий жизнь". Событие в рае основано на омонимичности ар. корня جنى гана: "срывать плод", "совершать грех, преступление".» [ЭCВ] Ева от слав. груб-разг. «еб..т», иначе, давать жизнь. Ева > Eva > Eba – еб…ная (груб.-разг.)(редукция b/v, пропуск n), иначе, соитие Корневое слово от «Ева» - еб...ная (слав.)
Евангелие «Евангелия (от греч. еuangelion, буквально - благая весть), раннехристианские сочинения, повествующие об Иисусе Христе.» [БСЭ] Слово «Евангелия» славянского происхождения. еuangelion > javlenj angeli – явление ангела (слав.)(замена j/e, v/u, пропуск l) Корневое слово от «Евангелия» - явление ангела (слав.)
Евгеника «Евгеника (от греч. eugenes - хорошего рода), учение о наследственном здоровье человека и путях улучшения его наследственных свойств, о возможных методах активного влияния на эволюцию человечества в целях дальнейшего совершенствования его природы, об условиях и законах наследования одарённости и таланта, о возможном ограничении передачи наследственных болезней будущим поколениям. Термин «Е.» впервые предложен английским биологом Ф. Гальтоном в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия» (1869). Несмотря на то, что прогрессивные учёные ставили перед Е. гуманные цели, ею нередко пользовались реакционеры и расисты, которые, основываясь на лженаучных представлениях о неполноценности отдельных рас и народов и опираясь на национальные предрассудки и рознь, оправдывали расовую и национальную дискриминацию, заменив, в конце концов, как это сделал в своих политических целях фашизм, Е. так называемой расовой гигиеной и узаконив геноцид. Вокруг термина «Е.» ведутся споры. Наряду с теми, кто считает правомерным употребление этого термина в настоящем и будущем, имеются учёные, полагающие, что основное содержание Е. (включая как её задачи и цели, так и наиболее разумные средства их достижения) перейдёт к таким бурно развивающимся отраслям науки, как генетика человека, или антропогенетика, и генетика медицинская.» [БСЭ] eugenes - хорошего рода (греч.) > javlenij gen – явление генов (слав.)( замена j/e, v/u, пропуск l), иначе, явление наследственности Корневое слово от «евгеника» - явление генов (слав.)
Евдокия плющиха «ЕВДОКИИ СВИСТУХИ, свистуньи или плющихи, Евдокия подмочи порог, день 1 марта, Под порогом мокро. Снег плющит настом. Ветры свищут. Первая встрчаа весны, пролетье. Евдокия красна - и весна красна.» [СД] Евдокия – Evdokoja > javit – vidox – явить выдох (слав.)( замена j/e, v/u, пропуск v, редукция x/k) Корневое слово от «Евдокия» - явить выдох (слав.)
Евдошка «Умбра, евдошка (Umbra krameri), рыба семейства евдошковых. Длина тела около 10 см, весит около 30 г. Окраска спины красновато-коричневая. Распространена У. в бассейнах Дуная и Днестра в водоёмах с малопроточной водой. При опасности зарывается в грунт. Нерест в марте v апреле, плодовитость свыше 150 икринок; самка откладывает икру в гнёзда и охраняет её. Питается личинками рыб и мелкими беспозвоночными. Иногда У. содержат в аквариумах.» [БСЭ] «От сложения ев (см.) и душа, в том смысле, что может дышать кислородом. См. также даллия.» [ЭCВ] Евдошка – Evdoshka > javit-vdox – явить вдох (слав.)(редукция x/sh, пропуск v) Корневое слово от «евдошка» - явить вдох (слав.)
Евкалипт «Евкалипт, род древесных растений семейства миртовых; то же, что эвкалипт.» [БСЭ] Eucalyptus > vele-clubnij – велеклубний (слав.)(замена l/e, j/t, пропуск n) от великий + лепный Корневое слово от «эвкалипт» – велеклубний (слав.)
Евклид «Евклид (Eukleides), древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике.» [БСЭ] «Имя Евклид сложено из греческого ев – "хороший" (см.) и корня قلد к#лд, от которого рус. кладка, "построение". Именно этот смысл и подвигал греческого математика в построении своей геометрической системы.» [ЭCВ] Не хорошая кладка, а явить кладку. Eukleides > javit-klad – явить кладь (слав.)( замена j/e, v/u) Корневое слово от «Евклид» – явить кладь (слав.)
Евнух «Евнух (от греч. eunuchos - блюститель ложа), кастрат, приставленный к наблюдению за гаремом. Е. известны у древних ассирийцев и персов, в Византии, позднее у турок. Благодаря близости к своим господам Е. при дворах восточных владык нередко достигали высокого положения и становились доверенными лицами в государственных делах.» [БСЭ] «От рус. ебну… + отрицательный аффикс х (خ ). По созвучию греч. слова с ар. أنحس 'анх#ус "черные", люди для этого дела подбирались в основном из числа черных рабов.» [ЭCВ] Ложная этимология. Слово «евнух» славянского происхождения. eunuchos > javlenj noch – явленный в ночи (слав.), сторож у ложа женщин гарема Корневое слово от «евнух» - явленный в ночи (слав.)
Евпатриды «Евпатриды (греческое eupatridai, буквально- происходящие от благородных отцов), родовая землевладельческая знать в Афинах (Древняя Греция); одна из трёх (наряду с геоморами - мелкими землевладельцами и демиургами - ремесленниками) групп свободного населения, образовавшихся, по преданию, при Тесее (приблизительно 13 в. до н. э.). В 8-6 вв. до н. э. в ходе социально-имущественного расслоения Е. завладели лучшими землями, поставив в зависимость обрабатывавших эти земли издольщиков, сосредоточили в своих руках политическую власть (только они могли избираться на должность архонта и быть членами ареопага). В результате демократических реформ Солона (594/593 до н. э.) и Клисфена (конец 6 в. до н. э.) Е. утратили свои привилегии.» [БСЭ] eupatridai, буквально- происходящие от благородных отцов (греч.) > javnij-patrio-vidnij – явные патриовидные (слав.), иначе, patrio > batio – батя (слав.), т. е. принадлежащие отцам патриотам. . Корневое слово от «евпатриды» - явные патриовидные (слав.)
Евреи «Евреи, общее этническое название (на русском языке) народностей, исторически восходящих к древним евреям. Живут в различных странах общей экономической, общественно-политической и культурной жизнью с основным населением этих стран. Верующие Е. в подавляющем большинстве исповедуют иудаизм. Существовавшие в 1-м тыс. до н. э. древнееврейские государства - Израильское царство и Иудейское царство были покорены: первое - Ассирией (722 до н. э.), второе - Вавилонией (586 до н. э.), что положило начало расселению Е. по странам мира (см. Диаспора), особенно усилившемуся после захвата Иудеи Римом (63 до н. э.). Значительные группы Е. осели в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Южной Европы. В средние века Е. расселились по многим другим странам Европы и Азии. Миграция Е. была связана также с развитием торговли в странах Европы. Они воспринимали язык и культуру местного населения, но сохраняли свои религиозные и некоторые культурно-бытовые особенности, обособлявшие их от окружающего населения. Во многих европейских странах существовали законы, ограничивавшие Е. в правах и занятиях, в частности - в праве владения и пользования землёй. Как правило, Е. селились в городах, где они обычно жили замкнутыми общинами в особых кварталах (гетто), занимаясь преимущественно торговлей и ремёслами, наиболее богатые - ростовщичеством.» [БСЭ] «На иврите произносится «иври» (собственно, отсюда и название языка иврит — «еврейский», букв. «еврейская». Слово עברי [иври́] происходит от существительного עבר [э́вер] — «та сторона», например район Тель-Авива עבר הירקון [эвер ха-яркон] — «та сторона Яркона, Заярконье». Следовательно, «иври» — это прилагательное «потусторонний» либо «заречный», то есть «пришелец с той стороны (реки Евфрат)». Впервые в тексте Библии это слово относится к Авраааму, вышедшему в Ханаан из Харрона (Быт. 14:13).» [ВП] «Русское название «еврей» восходит через старославянский к древнегреческому Ἑβραῖος [hebrajos], позднее [эврэос], которое, в свою очередь, происходит от древнееврейского самоназвания עִבְרִי [иври]. Подобным образом происходит и латинское hebraeus, к которому восходят англ. Hebrew нем. Hebräer, фр. Hebreu, итал. ebreo, исп. hebreo и т. д.» [ВП] «Слово древнее, известно уже в древнеегипетских папирусах, где оно обозначалось как ipr, от ар. عبري ъибри "еврей". Ср.: арам. ibrai, откуда греч. έβραϊος, лат. hebraeus, откуда рус. гебраистика. Принимая историческую точку зрения, исходной формой мы должны были бы считать древнееврейскую или арамейскую. Но они не проясняют смысл этнонима. И только когда слово попало в рус. язык (во времена царствования Екатерины II), оно полностью прояснилось. Оказалось, что это аббревиатура, состоящая из четырех букв-символов семантических элементов или идей. Е символизирует Египет, т.е. Моисея, В – Вавилон, т.е. Авраама, Р – русскость, Е ( ع ) - арабскую идею.» [ЭCВ] hebrajos > jaravij/arabij – аравий /аравий (слав.)(инв. hebraj), иначе, вышедшие из Аравийского полуострова Гебраистика – hebraistika > arabov-strojka – арабов-стройка (слав.) Корневое слово от «евреи» - аравий /аравий (слав.)
Европа «Европа (греческое Europe, от ассир. эреб - запад; в Древней Греции так именовались территории, лежащие к З. от Эгейского моря), часть света, западная часть материка Евразии» [БСЭ] «От ар. غروب г#уру:б "Запад", производное от غرب г#араба "заходить (о солнце)". Европа и сейчас называется Западом.» [ЭCВ] г#уру:б "Запад" (араб.) > gurub > zarevoj/obratno – заревой/обратно (слав.)(инв. gurub, пропуск tn) эреб – запад (ассир. ) > ereb > obratno – заревой/обратно (слав.)(инв. ereb, пропуск tn) иначе, заход солнца, запад ereb – заход солнца (aккад.) > erev (редукция v/b) > zarevoj - заревой /обратно (слав.)(пропуск z ) Корневое слово от «Европа» - заревой/обратно (слав.)
Евтерпа «Евтерпа, в древнегреческой мифологии одна из 9 муз, покровительница музыки.» [БСЭ] «Эвтерпа, или Евтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с авлосом илисирингой в руках. Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Её имя среди Муз называет и Цец.» [ВП] Терпейн – наслаждение слушателей (греч.) – трепет (слав.) Euterpa > > javit-trepet – явить трепет (слав.)(пропуск t) Корневое слово от «Евтерпа» - явить трепет (слав.)
Евфрат «Евфрат (арамейский, буквально - сладкая вода; арабский Шатт-эль-Фурат), река в Турции, Сирии и Ираке, самая крупная в Западной Азии. Длина (от истока р. Мурат) 3065 км, от слияния рек Мурат и Карасу - 2700 км, площадь бассейна 673 тыс. км2. Берёт начало в горах Армянского нагорья. В верховьях имеет преимущественно горный характер, в узком ущелье прорезает окраинные хребты Армянского нагорья Малатья и Эргани, затем в глубокой долине пересекает пустынное плато Сирии и северной части Месопотамии, на остальном протяжении (ниже г. Хит) течёт по плоской Месопотамской низменности, сложенной аллювиальными наносами: ширина реки колеблется здесь от 150 до 500 м, глубина достигает 10 м. В низовьях Е. двумя рукавами сливается с р. Тигр, образуя р. Шатт-эль-Араб, впадающую в Персидский залив. Главные притоки - Тохма, Гёксу (правый), Белих, Хабур (левый) - впадают в Е. в верхнем и среднем течении; в пределах Ирака к Е. подходят лишь сухие долины - вади, сток по которым наблюдается только в периоды дождей.» [БСЭ] «На аккадском языке, языке шумер, эта река называется Пуратти (), что соответствует ее современному ар. названию الفرات ал-фура:т, которое происходит от ар.عفروس ъафрус "лев". Лев и тигр (название второй реки) в ар. языке вместе называются سبع сабаъ (сабъун) что также означает "семь", ср. англ. seven. Форма слияния двух рек как раз и образует очертание клинописного шумерского знака, семерки, откуда происходит Шумер (см.).» [ЭCВ] Сочетание лев и тигр ошибочно, где Тигр не по названию животного животное. Евфрат – Evphrat > javit-obratno – явить обратно (слав.), т. е. Евфрат течёт обратно Нилу Корневое слово от «Евфрат» - явить обратно (слав.)
Евхаристия «Евхаристия (от греч. eucharistia - благодарение), причащение, в христианской религии таинство; см. в ст. Таинства.» [БСЭ] «Слова Христа основаны на созвучии евр. слова лахм "хлеб" и ар.لحم лях#м "мясо, плоть", а также ар. слов خمرة хамра "вино" и حمرا х#амра "красная", т.е. "кровь".» [ЭCВ] eucharistia – благодарение (греч.) > javit Xrista – явить Христа (слав.)( .)( замена j/e, v/u, редукция x/ch), иначе, причащение хлебом (тело) и вином (кровь). Корневое слово от «евхаристия» - явить Христа (слав.)
Егерь «Егеря (от нем. Jager - охотник, стрелок), род лёгкой пехоты в некоторых европейских армиях 18-19 вв. Впервые наименование Е. встречается в 1674 в бранденбургской армии, где так называли отличных стрелков. В середине 18 в. в прусской армии создаются специальные команды стрелков из бывших лесничих.» [БСЭ] «Немецкое – Jager (охотник). Данное слово вошло в русскую лексику в XVIII в. По мнению исследователей, оно было заимствовано из немецкого языка и первоначально использовалось для называния лакея, сопровождающего помещика на охоте. Современное значение слова «егерь» – «охотник».» [ЭСС] «От ар. أجير 'аги:р "наемник", "нанятый".» [ЭCВ] Слово «егерь» славянского происхождения. Jager > legavj – легавый (слав.)(инв. Jager, редукция l/r, пропуск v), где легавые – порода охотничьих собак Jager > lovkij – ловкий/ловчий (слав.)( инв. Jager, редукция l/r, пропуск v) Корневое слово от «егерь» - легавый/ ловкий/ловчий (слав.) Египет «Египет, Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия). Общие сведения = E. - государство на Ближнем Востоке, занимает северо-восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии» [БСЭ] «Сокращение от полного названия по-арабски حاط جه فتاح х#а:т#а гах птах# "дом господа Птаха", где хата – из рус., которое от ар. أحاط 'ах#а:т#а "окружать" (см. дом); того же происхождения, что и حنط х#аннат#а "бальзамировать (трупы)", гах – ар. с тем же значением, Птах – того же корня, что и ар. فتاح фатта:х# – один из эпитетов Аллаха, буквально "открывающий (двери пропитания)", "питающий". » [ЭCВ] В общепринятых, официальных версиях этимологии топонима Египет приняты три варианта: 1. название от древних греков 2. самоназвание 3. иноземные названия
Официальные версии этимологии Египет
"В языки народов Европы название «Египет» пришло от древних греков и звучало как «Эгиптос» (др.-греч. Αἴγυπτος). Происхождение этого топонима точно не известно, но имеется несколько его объяснений в эллинской традиции традиции: 1. Древнегреческая мифология — наименование страны «Эгиптос» восходит к царю по имени Эгиптос (русский вариант написания Эги́пт, Еги́пт, Еги́пет), покорившему некое племя меламподов в долине Нила и давшему ей своё имя — Эгиптос[1]:1231. Однако вероятнее всего, этот мифический персонаж был позже персонифицирован древними греками от уже имеющегося названия страны. Некоторые античные авторы упоминающие Эгипта: Псевдо-Аполлодор [2], Гесиод [3], Гекатей Милетский [4], Павсаний [5]. 2. Предположительная историческая этимология — древнегреческое слово «Айгюптос» образовано от одного из названий египетской столицы Раннего и Старого царств — Хут-ка-Птах (др.-греч. Мемфис). Это название означало «Храм кА Птаха» (транслит. египт. Hwt-kA-ptH). У самих древних египтян Хут-ка-Птах сначала было названием мемфисского святилища бога-творца Птаха, перешедшее на имя города, и со временем ставшее именем окружающей области (септа), а позднее, от наименования этой области, древние греки распространили свой вариант названия на всю страну [1]:403,[6]:294. Также вероятна связь происхождения названия страны и названия реки Нил, так например у Гомера «Эгиптос» означает реку (Нил) и только потом страну, сотворённую этой рекой [7]:403. Вне зависимости от происхождения названия Египта, дальнейшее его распространение связано с эллинизацией региона Средиземноморья, где вместе с культурным влиянием греков распространялись их географические представления и топонимы. Позже это название переняли от них римляне —лат. Aegyptus(классическое произношение — Эгиптос, традиционное — Эги́птус), и через латинский язык, оно перешло в общеевропейскую традицию [8]. Другие названия Самоназвание. Употребление топонима «Египет», при описании династического периода, является условным, так как оно принято историками позднее от древнегреческого названия региона и культуры на берегах реки Нил. Сами древние египтяне давали своей стране разные, несколько аллегорические наименования, часто олицетворявшие её плодородие — Та-кемет, то есть «Чёрная земля» (имелась в виду плодородная «чёрная земля» берегов Нила [9], в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни) или Та-мери, то есть «Земля мотыги». Другое самоназвание — Та-уи, то есть «Две земли», вероятно, могло символизировать объединение двух частей Египта — Долины (верховья Нила) и Дельты (низовья Нила). В древнеегипетских текстах также можно встретить поэтические наименования страны — «Земля Сикомора», «Земля ока Хора» и др [10]. Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах: 1. Муцур, Мисир (аккад. Muṣur, Miṣir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uriṣṣu) Верхний Египет — у ассирийцев; 2. Мицра́им (др.-евр. מִצְרַיִם транслит. Mitzráyim) — у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. מֵצַר) — «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама-Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафторы (Быт. 10:13-14); 3. Мудраия — название на языке древних персов; 4. Миср/Маср (араб. مصر) — у арабов [~3]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова означающего населённое место и город; вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом; согласно нему название происходит от слова массара — «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии)." [ВП]
Моя версия этимологии Египет
Слово Египет от греческого "египтос" формально ничего не объясняет, но если рассматривать версию по моей методике, то становится понятным, что топоним Египет возник от слова "копты". Слово же "копты" возникло от сочетания иероглифов "ка" и "Птах". Иначе и Египет и копты - слова искусственного происхождения, которые не имеют смысла. Название от древних греков: aigiptios (др.-егип.) > egiptj > koptj - копты (слав.)(редукция k/g) от Hwt ka PtaH > hat/hram koptah - хата/храм коптов (слав.), где Hwt > hata/hram - хата/храм (слав.); ka > Mln - моление (слав.); PtaH > ptaxa/Petux - птаха/Петух (слав.) дом-две руки, поднятые вверх-Птах - Hwt ka PtaH (др.-егип.) > hat/hramj koptah - храм коптов (слав.) / Hat mlnPtah > хата/храм моления Птаху (Петуху) (слав.), где Ptah - Птах, владыка жизни (др.-егип.) > ptHBg > pet hor bog - петь хор (гимн) бог (слав.), то есть бог, поющий гимны. В этом смысле имя Птаха совпадает со словом "петух", "птаха", то есть поющая птица. ptHNbZrnnnchBg > pet hor nebo jzn nachalo bog - петь хор небу, жизни начал бог (слав.) В пантеоне древних египетских богов Птаху отводится место одного из древнейших и знаменитых богов Мемфиса, местная традиция утверждает, что он был создателем вселенной. Птах назывался "Самый великий бог, существовавший в первобытное время" Самоназвание: пруд-круги-крыло-сова-хлеб-каравай - tA kmt (др.-егип.) > PrdKrgj kmt Krv > poroda krugj kremnj kraj - порода песка кремниего (слав.), где порода - земля, 3 кружка + kmt - песок кремниевый, иначе земля с песком (пустыня) Есть 3 варианта tA mri - Египет местность (др.-егип.): пруд-круги-плуг-рот-метёлка-стела-страна - tA mri - Египет местность (др.-егип.), N16-U7-D21-M17-M5-N25 > PrdPlgrPiStltStr > poroda plgnj pisat stel strana - порода плужная, писать стелы страна (слав.) пруд-круги-плуг-рот-метёлка-ограда-страна - tA mri - Египет местность (др.-егип.), N16-U7-D21-M17-N37-O49 > PrdPlgrPiGrdKrvj > poroda plgnj pisat ograda kraj - порода плужная, писать ограды край (слав.) пруд-круги-плуг-рот-две косые черты-семя-край - tA mri - Египет местность (др.-егип.), N17-U7-D21-Z4-M30-O49 > PrdPlgrjjSmKrvj > poroda plugnaj semja kraj - земель пахатных, семенных край (слав.) Есть 4 варианта tA mHw / tA Smaw для обозначения Нижнего и Верхнего Египта: пруд-круги-плуг-зерно-верёвка-птенец-букет лилий-край - tA mHv - Нижний Египет (др.-егип.), N16-V22-V28-G43-M15 > PrdKrgjZrnHwLl > poroda krugnaj zernovh lilij > равнинная земля зерновых, лилий (слав.) пруд-букет лилий-край - tA mHv - Нижний Египет (др.-егип.), N17-M15-O49 > PrdLlKrvj > prud lilij kraj - прудов лилейных край (слав.) пруд-круги-ситовник-рука-птенец-решето - tA Smaw - Верхний Египет (др.-егип.), N16-M26-D36-G43-N24 > PrdKrgjStRkw Prc - poroda krugnaj Stvnk pukav porcj - равнинная земля ситовника (осока) парцелярное земледелие (слав.) пруд-круги-ситовник - tA Smaw - Верхний Египет (др.-егип.), N16-M26 > PrdKrgjSt > poroda krugnaj Stvnk - равнинная земля ситовника (осока) (слав.) Обозначение Египта как 2 земли: пруд-круги- пруд-круги-PrdKrgPrdKrg - tA wy (др.-егип.) > PrdKrgPrdKrg > poroda kremnj- poroda kremnj - 2 породы (земли) кремния (песка) Обозначение Египта как 2 берега/2 дороги: дорога-дорога - jd-bwy (др.-егип.) > Drg-Drg - 2 дороги (слав.)
Для сравнения в использовании символа tA можно показать обозначение страны Пунт: топор- пруд-круги-страна - tA nHsy (др.-егип.), R8-N16-N25 > TprPrdKrgj Str > Drvj poroda krugj strana - древесных пород, колец (золотых) страна (слав.)
Иноземное название: Известный российский историк В.Н. Татищев о письме славян писал следующее: "3) В Колхисе. В Европе. Ниже из Диодора Сицилийского и других древних будет вполне очевидно, что славяне сначала жили в Сирии и Финикии, гл. 33, 34, где по соседству еврейское, египетское или халдейское письмо иметь свободно могли. Перешедши оттуда, обитали при Черном море в Колхиде и Пафлагонии, а оттуда во время Троянской войны с именем генеты, галлы и мешины, по сказанию Гомера, в Европу перешли и берегом моря Средиземного до Италии овладели, Венецию построили и пр., как древние многие, особенно Стрыковский,24 Бельский 25 и другие, рассказывают. Следственно, в такой близости и сообществе с греками и итальянцами обитав, несомненно письмо от них иметь и употреблять способ непрекословно имели, хотя это только по мнению моему." [1] Этому есть подтверждение в этимологии топонима Египет в иноземных названиях. Муцур, Мисир (аккад.) > Muṣur, Miṣir - Нижний Египет (аккад.) > mj sirj/rusj/carj - мужи сирийские/русские/царские (слав.)(инв. sir) Uriṣṣu (аккад.) > russj - русые/русские (слав.) > surij - сирийцы (слав.), срав. urus - русский (тюрк.) Мицра́им (др.-евр.) > Mitzráyim > mj-tzarevnj - мужи царевные (слав.), срав. скифы/сколоты (склавы, славяне) царские Миср/Маср (араб.) > misr > mj-car - мужи цари (слав.) Древнегреческий историк Геродот писал о царских скифах. " По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. " [ВП]
Этимология слова "копты"
"Копты (от др.-греч. Αἰγύπτιος — египтянин, копт. нирэменхеми нэхристианос, араб. (кубт, акбат)) — этнорелигиозная группа в Северной Африке и на Ближнем Востоке, распространенная, в основном, на территории Египта. Общая численность коптского населения спорна: по официальным данным, они составляют около 8—9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек, но это число, возможно, занижено; коптские и независимые источники оценивают их численность в 10—20 млн человек [1]." [ВП] niremenxemi (копт.) > ni-re-men-xemi > ni jar mujnj kremnj - не солнечные мужи кремние (песочные, пустынные) (слав.) Ясно, что изначально копты - это древние египтяне-язычники, поклоняющиеся богу Птаху.
Егоза «ЕГОЗИТЬ, резвиться, бегать шаловливо, вертеться или метаться туда и сюда, юлить, быть неспокойным, непоседой; без толку суетиться. | Добиваться чего льстивой болтовней, угодливостью, рассыпаться мелким бесом.» [СД] «От ар. قز к#азза (газза) "прыгать"» [ЭCВ] Егоза – egoza > jak koza – як коза (слав.)(пропуск k, редукция k/g) Корневое слово от «егоза» - як коза (слав.)
Еда «ЕДА ж. еденье ср. действие по. глаг. есть, ясти; принятие пищи ртом, для насыщенья и усвоенья, яденье. Беззубому не еда, а майка. Весь день еда да питье идет. | Еда, едь пск. едево ср. каз. вор. едовище вологодск. едеро, есево, арх. едины ж. мн.. твер. пск. едомо ср. сиб. ежа, ежево и ело, сев. вост. тамб. естка и есть ж. пск. твер. ество ср. и ества ж. стар. яство, ество, яденье, снедь, брашно, выть, страва, пища, сыть, блюдо, кушанье, приспешка, изготовленный, состряпанный харч; за столом: подача, перемена.» [СД] «От ар. يد йад "еда". Ар. слово восходит к أيد 'аййада "поддерживать, подкреплять", так же как قوت к#у:т "питание" восходит к ар. قوة к#увват "сила".» [ЭCВ] Слово еда совпадает с глаг. ести, есть, иначе «существовать». еда – eda > esti – ести (слав.)(редукция st/d) Аз есмь – я есть (слав.) I am - я есть (англ.) > ja em – я ем (слав.) Корневое слово от «еда» - ести (слав.)
Едва «Старославянское – элва (только-только). Общеславянское – jedъva (только). Слово вошло в активный запас русской лексики с XIII в. Оно заимствовано из старославянского, откуда, в свою очередь, пришло из общеславянского языка, где было образовано путем сложения нескольких частиц со значением «только». Слова со схожими корнями встречаются во многих славянских и балтийских языках. Например, в украинском языке это «ледво», польском –«ledwo», а в болгарском – «едвам», литовском – «vos» («едва»).» [ЭСС] «Того же корня, что и ар. يدوب йадо:б "едва", которое представляет собой диалектное искажение прочитанного в обратную сторону ар. بدأ бада' "начинать".» [ЭCВ] jedъva > jedino – едино (слав.)(замена n/v), иначе, раз, лишь Корневое слово от «едва» - едино (слав.)
Единица «Единица, 1) наименьшее из натуральных чисел n = 1. При умножении любого числа на 1 получается то же самое число. 2) Во множестве предметов или элементов, подвергающихся изучению, часто бывает определена какая-либо операция (например, сложение или умножение для чисел); обозначим её знаком .» [БСЭ] «Того же корня, что один. От ар. واحد ва:х#ид(ун) "один".» [ЭCВ] «Происходит от ст.-слав. единица через русск.-ц.-сл., вытеснив исконное одинка» [ВКС] Корневое слово от «единица» - одинка (слав.)
Едукарь «ЕДУКАРЬ? м. перм. смышленый, дока.» [СД] М. Фасмер считает неясным словом. «Образование на рус. почве с помощью суффикса арь от ар. حاذق х#а:зик# (ха:дик#) "искусный".» [ЭCВ] Едукарь от едкий, въедливый, дотошный человек. Корневое слово от «едукарь» - едкий (слав.)
Ёж «Ежи (Erinaceidae), семейство млекопитающих отряда насекомоядных (Insectivora). 20 видов, относящихся к 8 родам, объединяемым в 2 подсемейство: крысиные ежи настоящие Е. (Erinaceinae); последние характеризуются коротким хвостом, наличием игл (на спине) и подкожной кольцевой мышцы, при сокращении которой тело свертывается в шар.» [БСЭ] «ЕЖ род. п. ежа́, укр. ïж, ïжа́к, сербск.-цслав. ѥжь ἐχῖνος, болг. еж, сербохорв. jе̑ж, род. п. jе́жa, словен. jéž, чеш., слвц. jež, польск. jeż, в.-луж. jěž, н.-луж. jež. Праслав. *ezi̯o-. Родственно лит. ežỹs, лтш. ezis "eж", д.-в.-н. igil, нов.-в.-н. Igel "еж", арм. ozni, греч. ἐχῖνος "еж", фриг. ἔξις (вместо *ἔζις). Далее это слово связано с греч. ἔχις "змея", арм. iž "гадюка", т. е. "еж" = "относящейся к змее", возм., табуистическое название "пожиратель змей"; см. В. Шульце у Ломана, Gnomon 11, 407; Педерсен, Kelt. Gr. 1, 99; Шпехт 39; KZ 66, 57; Хаверс, 31; Фик, ВВ 29, 237; Бернекер 1, 266 и сл.; М. – Э. 1, 572; Траутман, BSW 73. Др.-русск. ожь "еж" из *ежь под влиянием формы *ожикъ (ср. блр. во́жык "еж". – Т.), где о закономерно (см. Шахматов, Очерк 141). С ёж связано ежеви́ка, ожи́на – то же, ожи́ка "камыш"; см. Шахматов, там же» [СФ] «От идеи колкости, восходящей к жгу, которое от ар. أجج 'ажжажа ('аггага) "жечь". Семантическую параллель ср. рус. колоть, калить и жалить. Родственно игла.» [ЭCВ] Считается что этимология слова «ёж» до сих пор окончательно не установлена. По Фасмеру можно выделить три варианта: 1. еж – eg > ugij – ужий (слав.) от сущ. «уж», т.е. пожиратель ужей 2. exivos > ochijadnj – очиядный (слав.), иначе, «пожиратель очковых змей» 3. igil – ёж (нов.-в.нем.) > iglij – иглий (слав.), иначе, «игловый» Кроме того, латинское название крысиных ужей Erinaceidae > serenco-vidnj – сереньковидные (слав.)/krisino-vidnj - крысиновидный, срав. rate – крыса (англ.) > rit – рыти (слав.), т.е. рыть нору. Erinaceidae > zemlice-vidnij – землице-видные (слав.)(пропуск z, v, замена m/n, редукция l/r, перест. r/n) Корневое слово от «ёж» - ужий/ очиядный / иглий / сереньковидные (слав.)
Ежевика «Ежевика, подрод Eubatus рода Rubus (малина, ежевика) семейство розоцветных. Кустарники с многолетними корневищами и двулетними надземными побегами, обычно покрытыми шипами. Цветки обоеполые, обычно белые, реже розовые, в кистевидных соцветиях. Плоды - сборные, сочные костянки, чёрные или черно-красные, у многих видов с сизым налётом, не отделяющиеся от мягкого плодоложа.» [БСЭ] «От ар. أج 'ажж ('агг) "быть острым", сложенного с вика, производного от ар. وكى вака: "завязывать", откуда в русском (в)ика "завязь, ягода". Сравните ягода, которое от арабского عقد ъак#ада "завязывать". Букв.: "ежовая ягода". Научное название происходит от обратного прочтения ар. صبور с#абу:р "кактус". Названа так из-за колючести.» [ЭCВ] Ежевика от «ежев-ика», где нет слова «вика», срав. костян-ика, голуб-ика, где ика – ягода (слав.). Ежевика – jegevika > jiglovij-jagoda – игловая ягода (слав.)(замена j/i, редукция g/k, пропуск d) Корневое слово от «ежевика» - игловая ягода (слав.)
Ежели Ежели от если. «От ар. اذا 'иза: "ежели", "если".» [ЭCВ] Ежели – egeli > esli – если (слав.)(редукция s/g) Корневое слово от «ежели» - если (слав.)
Ёкать «ёкнуть, также в знач. "глотать, икать", ср. ика́ть. Едва ли старое образование. Приводимые у Преобр. (I, 213) болг. е́кна, еча́ "гремлю, отзываюсь", словен. jéčati "вздыхать" и т. д. восходят к *jęčati, например польск. jęk "вздох, стон", jęczeć "стонать" (ср. Бернекер 1, 267 и сл.), и их необходимо отделить от русских слов.» [СФ] «Также в значении "икать". От ар. يقطع йак#т#аъ "прерывать". Того же корня ар. زغطة зуг#ут#т#а "икота".» [ЭCВ] Ёкать тоже, что ухать. Ёкать – jokat > uxat – ухать (слав.)(редукция x/k) Корневое слово от «ёкать» - ухать (слав.)
Екклезиаст «ЕКЛЕСИАСТ, Екклезиаст; м. греч. книга царя Соломона, Ветхого Звета. Еклисиарх м. ключарь, церковный смотритель. Еклектический, эклектический, относящийся к эклектике, не следующей своему отдельному ученью о мудрости (философии), а принимающей отчасти все учения, сводя их в одно. Еклектик, кто держится общего, сводного ученья о мудрости.» [СД] «Греч. слово от ар. عقـل ъак#к#ал "вразумлять" +ضياء зийа:' "свет".» [ЭCВ] Екклезиаст – Ekklesiast > iz-kluchnij – из ключный (слав.)(редукция z/k, ch/s, пропуск n) Корневое слово от «Екклезиаст» - из ключный (слав.)
Ектения «ЕКТЕНИЯ ж. моление, читаемое диаконом или священником, на которое лик отвечает: Господи помилуй и подай Господи. | Заздравное моление о государе и о доме его, во время службы.» [СД] «От ар. أقطعني 'ек#т#аъни: "надели меня".» [ЭCВ] Ектения – ektenija > istinoje – истинное (слав.)(редукция s/k) Корневое слово от «ектения» - истинное (слав.)
Елак «ёла́к "летучая мышь", олонецк. (Кулик.), из водск. öölakko "сова"; см. Калима 95. Табуистическое название, согласно Зеленину (Табу 2, 49). Ср. также елёк, лелёк.» [СФ] «Того же происхождения, что название сирени (или фиалки) во многих языках. Ср. англ. lilac "сирень". Названия сирени и фиалки (см.) связаны с понятием ночного звездного неба, по-арабски فلك фалак, и далее с седьмым (фиолетовым) регионом мировой цивилизации. По этому же мотиву называются козодои (см.), ночные птицы, словом лелек. От ар. ليلة лейла "ночь".» [ЭCВ] «ЛИЛОВЫЙ, светло-фиолетовый, сиреневый; смесь цветов розового и голубого, голубоватый, ало-голубый. Лилеветь, становиться лиловым.» [СД] «ЛИЛОК м. лелёк, птица козодой, полунощник, Сарrimulgus eurapaeus. Лилковое, лилочное гнездо, ему принадлежащ.» [СД] Елак – elak >lilak > lilovij/fiolij – лиловый / фиолий (слав.)(пропуск l, эамена v/k; инв. elak, редукция f/k), срав. lilac "сирень" (англ.); лилок – полунощник, козодой; лейла – ночь (араб.) > lejla >lilovaj – лиловая (слав.)(замена v/j) Корневое слово от «елак» - лиловый / фиолий (слав.)
Еле «ЕЛЕ нареч. чуть, едва, лишь, только что. Еле-еле, чуть-чуть, насилу, кой-как. Он еле жив. Я еле-еле доплелся домой. Еле-еле душа в теле!» [СД] «От ар. علة ъилла "слабость".» [ЭCВ] Еле от «сила», «от силы», «насилу». Еле – ele > siloj – силой (слав.)(пропуск s) Корневое слово от «еле» - силой (слав.)
Елей «масло оливковое, употребляемое в церковной службе", "о чем-либо успокаивающем, исцеляющем душевные боли". От греческого elaion.» [СИС] «Греч. слово от ар. لين леййин "мягкий", يلين йелеййин "смягчает".» [ЭCВ] Подгонка под арабский. Елей от сущ. «олива», иначе, «слива». еlaion > olivij – оливия (слав.)(замена v/i) Корневое слово от «елей» - оливия (слав.)
Ель «Ель (Picea), род хвойных вечнозелёных деревьев семейства сосновых. Важнейшая лесообразующая порода. Ствол прямой, крона густая, конусовидная.» [БСЭ] «Общеславянское – jedlъ (острый, колючий). Слово является исконным и широко используется в русском языке примерно с XI в. По мнению исследователей, в слове прослеживается древняя индоевропейская основа «edh-1-os», где корень «edh» означал «острый, колючий». Слова с тем же значением и схожим звучанием встречаются и в других славянских языках. Например, в украинском это «iль», а в болгарском – «ела». Кроме того, слова с похожим значением и написанием встречаются в таких языках, как литовский (egle – «ель»), латышский (egle), латинский (ebulus– «бузина»).» [ЭСС] «Того же корня, что рус. жалить (Й=Ж). Последнее от ар. ذيل зе:л "хвост", поскольку жало у пчелы (и некоторых других насекомых и животных, например, у ската находится сзади). Ель названа по колючести иголок.» [ЭCВ] «Остроконечные елей вершины над голубыми глазами озёр» [слова из песни] Picea (лат.) > pica – пика/пик (слав.) jedlъ > jedij – зуб (ст.-слав.) egle (лит.) > igla – игла (слав.) Но никак не ebulus– «бузина» (лат.) Иглы – жилище эскимосов конусной формы. Выражение «Венчали вокруг ели, а черти пели» «За рус. вокруг ели أجله وعقر ва-ъак#ар 'агелу "бесплоден конец". Имеется в виду, что без венчания супруги не могут иметь законнорожденных детей, т.е. как бы остаются бесплодными.» [ЭCВ] Выдумка Вашкевича, т. е. все, кто расписываются в ЗАГСе не могут иметь детей. Выражение происходит от языческого обряда венчания. «Венчали вокруг ели [а черти пели] кого. Народн. Шутл.-ирон. О невенчанной чете. БМС 1998, 180. /em> Выражение восходит к языческому обряду венчания.» [ Мокиенко, Никитина 2003, 137. Большой словарь русских поговорок] Корневое слово от «ель» - пика/зуб/игла (слав.)
Емеля «Брось Емеля, не твоя неделя » - пословица от В. Даля. «За именем Емеля ар. عمل ъамал "работа". Сравните другую пословицу: Емеля дурачок и на печи по дрова ездил. (Даль).» [ЭCВ] Здесь неделя от «не делать». Раньше в крестьянских семьях существовало чередование работ по неделям. Смысл пословицы, что Емеле (молоть) на этой неделе нечего делать. Срав. «Мели, Емеля, твоя неделя», здесь сравнение болтовни с чередом помола.
Емкий «ЕМИТЬ или емлить влад. костр. имать или брать, собирать. Емлю помол, иму, взымаю, беру. -ся, быть емлему. Взъемлется, взымается пошлина. Заемлемые деньги, занимаемые. Изъемлить, изъять. Наемлемый, нанимаемый. Мыс, объемлемый водою. Отъемлить, отнять. Емля, емка ж. ем м. об. действ. по знач. глаг. Емля собств. росты, лихва, промысел ростовщика, а ёма об. ряз. тул. ростовщик. | Емка также горстка, горсточка, собств. измятый пучек льна, конопли, тамб..» [СД] «От ар. حجم хажм (хагм) "объем" в результате падения гортанной х## ( ح ) при обычном соответствии Й=Ж=Г.» [ЭCВ] Подгонка под арабский. Емкий от слав. сущ. «ямка», иначе горсть. Корневое слово от «емкий» - ямка (слав.)
Ендова «ЕНДОВА ж. широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем. | Небольшой, круглый залив, связанный проливом с рекою или с озером. | Котловина, небольшое округлое и крутоберегое озерко или ямина, провал. | Разделка на кровле, сток с двух скатов, отвод для стока в воронку, в желоб, и самая воронка, водоем. Ендовы по углам кровли. Коли крыша вплоть к стене, то водоотвод делается ендовой, двускатный. Супроти ендовы (по ендове) и чарка. Иное от книг, иное от ендовы, вина. Ендову на стол, а ворота на запор! В поле враг, дома гость: садись под святые, починай ендову! Ендовина ж. пенз. округлый раздол, котловинка в горах. Ендовище ср. костр. впалая поляна или луговина, обширная плоская впадина. Ендовочник м. пск. охочий до пива, браги, попоек.ЁНКА ж. вор. однодворка, баба или девка из однодворцев; вероятно от говора их: ён вм. он. Однодворец, бранно, талагай.» [СД] «От обратного прочтения ар. ودن вадана "мочить", того же корня рус. водный.» [ЭCВ] Ендова > endova > ednaja/vodnij – едная/водный (слав.)(перест. n/d, замена j/v; инв. endov), где «едная» - сосуд для еды, питья Корневое слово от «ендова» - едная/водный (слав.)
Енот «Еноты (Procyon), род хищных млекопитающих семейства енотовых (Procyonidae). 2 вида: обыкновенный Е. и Е.-ракоед. = Обыкновенный Е. (P. lotor) распространён в Северной Америке (Мексика, США). Длина тела около 75 см, хвоста до 25 см. Мех густой, желтовато-серый с примесью чёрного; на хвосте черно-бурые кольца. » [БСЭ] «Немецкое – Genettkarze. Голландское – genetta. Испанское – ginetta. Арабское – jarnait (соболиная кошка). Слово «енот» появилось в русском языке сравнительно недавно, только в первой половине XIX в. По мнению исследователей, оно было заимствовано из арабского языка. Им обозначают некрупного млекопитающего с серо-желто-черным мехом и пушистым хвостом.» [ЭСС] «ено́т животное "Procyon lotor" (Мельников, Чехов и др.), отсюда прилаг. ено́товый (Гоголь). Возм., заимств. через нем. Genettkatze или голл. genetta из франц. genette, исп., порт. ginetta, источником которого является араб. ǰarnaiṭ "соболиная кошка"; см. М.-Любке 335; Маценауэр 184; Преобр. I, 215.» [СФ] «Того же происхождения, что и египетская богиня ночного неба Нут, англ. night, рус. нет, нетопырь (см.). Полощет он потому, что ему интересно смотреть как ТОНЕ(т) добыча.» [ЭCВ] Вымысел Вашкевича. Слово «енот» славянского происхождения. Енот – jenot > donij/tonij – донный/тонный (слав.)(инв. jenot, редукция d/t), где донный – полоскун, тонный – полосатый. Procyon > poloscun – полоскун (слав.)(редукция l/r, пропуск s) Procyonidae > poloscovidnj – полосковидный(слав.)(редукция l/r, пропуск s) Здесь совпадает особенность енота «полоскать» что-либо и полосаты окрас хвоста. Genettkarze > kolechnjj-krashenij – колечно-крашенный (слав.)(замена l/e, ch/n, редукция sh/z), т.е. на хвосте чёрно-бурые кольца Корневое слово от «енот» - донный/тонный (слав.) Корневое слово от латинского термина «енот» - полосковидный/ колечно-крашенный (слав.)
Епитимья «ЕПИТИМИЯ ж. духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особ. за проступки против уставов церкви, Епитимствовать, состоять на епитимии. Епитимствование ср. состояние на епитимии.» [СД] «От ар. فطم фат#ама "отнимать от груди (младенца)". В ар. языке религиозного смысла не имеет. В свою очередь, ар. глагол образован от рус. слова потом. Поскольку мать, отлучающая ребенка от своей груди, вынуждена говорить это слово постоянно.» Ложная этимология. От epitimion "наказание" (греч.) > ispitanij – испытание (слав.)(пропуск s, замена n/m) Корневое слово от «епитимья» - испытание (слав.)
Ерёма «указчик Ерема, указывай дома» – пословица от В. Даля. «За именем Ерема скрывается ар. آمر 'а:мер "приказчик, указчик", от глагола أمر 'амара "приказывать".» [ЭCВ] Ерёма от слав. сущ. «мера», т. е. скорее купец, чем приказчик. Ерёма – Erema > mera – мера (слав.)(инв. Erem), отсюда мерка, Меркурий, маркетинг «всяк Еремей про себя разумей»– "себе на уме", пословица от В. Даля. Иначе, «всякий мерный, с меркой, купец себе на уме».
Ерепениться «раздражаясь, упрямо, с горячностью противиться чему-нибудь» [ТСОШ] «От ар. عرف ъурф "грива", "гребень". Образ волосатой головы, например, в голова забубённая (см. забубённая) связан с непокорностью, неуправляемостью.» [ЭCВ] Гораздо проще «ерепениться» от слав. сущ. «репейник». Корневое слово от «ерепениться» - репейник (слав.)
Епископ «Епископ (греческое episkopos, буквально- наблюдатель), в православной, католической и англиканской церквах высший духовный сан священнослужителей, глава церковно-административных территориальных единиц (епархий, диоцезов). Как управляющие имуществом раннехристианских общин засвидетельствованы христианскими литературными памятниками начала 2 в. (Послания Игнатия Антиохийского). Уже к концу 2 в. Е. сосредоточили в своих руках духовную, судебную власть, а также захватили право распоряжаться имуществом общины: постепенно сложился монархический епископат.» [БСЭ] Слово «епископ» славянского происхождения. Первоначально епископом называли хранителями имущества христианских общин, проще говоря «каптёрщик». episkopos > opis-kopit – описи копить (слав.) Корневое слово от «епископ» - описи копить (слав.)
Ералаш «ЕРАЛАШ м. вздор, пустяки, бестолочь, дичь, чужь, бессмыслица; | смесь, всякая всячина, беспорядица, сумятица. | Смесь разнородного сахарного сухого варенья, в одном слитке. | Картежная игра, близкая к висту и преферансу. Ералашный, к ералашу относящийся. Ералашник м. -ница ж. кто говорит либо производит ералаш: бестолковый рассказчик или исполнитель. Ералашить или ералашничать, делать ералаш, на словах или на деле; приводить что в беспорядок, тревожить, суматошить, ерошить.» [СД] «Узбекское – aralas (неразбериха, путаница, смесь). Тюркское – аралаш (беспорядок). Слово «ералаш» пришло в русский язык из тюркского в XVIII в. и прочно закрепилось в лексике языка. По мнению некоторых исследователей, первоначально слово служило для наименования особого восточного кушанья, а затем, претерпев ряд семантических трансформаций, приобрело переносное значение, в котором и используется в настоящее время.» [ЭСС] Слово «ералаш» славянского происхождения. aralas - смесь разнородного сахарного сухого варенья, в одном слитке (узб.) > sladij – сладий (слав.)(инв. aralas, пропуск d, замена j/r) Корневое слово от «ералаш» - сладкий (слав.)
Ересь «Ереси (от греч. hairesis - особое вероучение, религиозная секта), в христианстве религиозные течения, отклоняющиеся (или впоследствии осуждённые церковью как «отклонившиеся») от официальной церковной доктрины в области догматики и культа. В период господства религиозной идеологии Е. являлись специфической формой социального протеста. Наибольшего развития и общественного значения Е. достигли в средние века, когда сложилась духовная диктатура христианской церкви, освящавшей феодальный строй божественным авторитетом и соединявшей с идейным господством огромное политическое и экономическое могущество, когда нападки на феодализм и феодальную церковь принимали форму Е.» [БСЭ] «От ар. جرح жарах (йарах) – "ругать", "поносить", "не соглашаться", "противоречить", родственно جرس жарас (йарас) "говорить".» [ЭCВ] Точнее «хаяти». Слово «ересь» славянского происхождения. hairesis > hajat – хаяти (слав.)(замена j/r) Корневое слово от «ересь» - хаяти (слав.)
Ёрзать Ёрзать от «елозить» (слав.), «елда» (слав.) erzat > elozit – елозить (слав.)(редукция l/r), отсюда «arzus» - похотливый (лит.) > elozit – елозить (слав.), erzelis – жеребей (латыш.) > elozij – елозий (слав.) Корневое слово от «ёрзать» - елозить (слав.)
Ерик «Ерик (тюркское), термин, употребляемый на Ю. Европейской части России для названия: 1) протока, соединяющего реку или отдельные рукава с пойменным озером или пойменные озёра друг с другом; 2) ложбины временных потоков, образующихся на пойме при разливах реки.» [БСЭ] «В тюркских языках от ар. راق ра:к#а "течь", родственно Ирак (Междуречье), рус. река.» [ЭCВ] «Заимствование из тюркских языков, родственно арык.» [СФ] Арык – arik > rekij – рекий (слав.) Ерик – erik > rekij – рекий (слав.), иначе, «речной поток» Корневое слово от «ерик» - рекий (слав.)
Ермил «деревенщина Ермил, да посадским бабам мил» –пословица от В. Даля. «За именем Ермил ар. أرمل 'армал "вдовый"» [ЭCВ] Ермил – Ermil > jar-mil – яром мил (слав.), где яр – фаллос Иначе, «деревенщина яром мил, да посадским бабам мил».
Ермолка «ЕРМОЛКА, ермолочка ж. скуфья, скуфейка, легкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особ. того вида, как нашивали ее евреи (см. еломок). Ермолафия семинрс. (ирмология) шуточн. шумная, бестолковая болтовня, пустословие.» [СД] «ЕЛОМОК м. скуфья; жидовская ермолка; татарская тюбетейка; турецкая феска; комнатная шапочка стариков; валеная шапка, магерка. Елман м. остроголовый, с высоким теменем.» [СД] «Древнерусское – емурлукъ (дождевик). Турецкое – jaymurluk (дождевик). Слово «ермолка» является производным от турецкого слова и означает «шапочка или домашний колпак». Слово появилось в XVII в. В результате различных фонетических процессов «р» и «м» поменялись местами, и слово приобрело современный вид.» [ЭСС] Дождевик в виде тюбетейки – занимательно. ЕЛОМОК (ивр.) > jelomok > zalobok – залобок (слав.)(редукция z/j, b/m), т.е. то, что находится на затылке, а именно, кепи, шапочка у евреев. Корневое слово от «ермолка» - залобок (слав.)
Ёрничать «ЁРНИЧАТЬ, –аю, –аешь; несов. (устар. и прост.) . Озорничать, повесничать, беспутничать, развратничать» [ТСОШ] «От ар. أير 'айр(он) "половой член". Родственно иронии (см.), англ. iron "железо", т.е. чем колю» [ЭCВ] Ёрничать от «яр», «ярило» - солнце, фаллос у древних славян. Корневое слово от «ёрничать» - яр (слав.)
Ерошить ««Ерошить» – исконно русское слово, производное от существительного «ероха», означающего «человека с всклокоченными волосами». Слово появилось в языке в XVIII в.» [ЭСС] Ерошить от сущ. ёрш (слав.) Корневое слово от «ерошить» - ёрш (слав.)
Ерунда «ЕРУНДА об. еранда. | Дичь, чужь, вздор, галиматья.» [СД] Бессмысленное от «герундия». «Латинское – gerundium (герундий). Слово пришло в русский язык из латинского в XIX в. Сначала была известна и популярна словоформа «герунда», затем первая буква отпала – и получилось современное слово «ерунда». Необходимо отметить, что в русском языке присутствует также и слово «герундий», которое называет одну из грамматических форм.» [ЭСС] «От ар. غير ده гейрун да "это не то", "не правильно", "это ложь, выдумки", ср. بنات الغير бана:т ал-ге:р (букв. "дети ге:р") "ложь, выдумки".» [ЭCВ] А. И. Соболевский полагал: «Неясное по образованию ерунда— чепуха, вздор может восходить и к ярондаи к еронда(ср. ёра, ёрник и т. п.). Ерунда – erunda > ernichat – ёрничать (слав.)(пропуск ch, редукция t/d) Выражение «Ерунда на постном масле» – "глупости, чепуха, неправда". «Сложение ерунда1 (см.) с тем, что стоит за "постным маслом", т.е. "пустые мысли".» [ЭCВ] Постное масло – postnoj maslo > pustij misli – пустые мысли (игра слов) Иначе, «Ёрничасть на пустых мыслях».. Корневое слово от «ерунда» - ёрничать (слав.)
Ёрш «ЕРШ м. рыба кострик, бобырь, ногтик, Acerina cernua; вид ее, А. rissica, кальма и калман, также бодырь и пр. | Зазубристый гвоздь, с насечкой, для крепости. | Строптивый, сварливый человек. Стать ершем, упереться, противиться. Ерши по телу встали, мороз пробежал, гусиной шкурой подернуло.» [СД] «Разные версии этимологии слова см. Черных. От арабского حرش х#араш "царапать", с обычным падением гортанной, تحرش тах#арраш "задираться, вести себя вызывающе", сравните рус. ершиться – "входить в задор, горячиться" (по Ожегову).» [ЭCВ] Acerina cernua > oscherina chernaj – ощерина чёрная (слав.) Ёрш > jersh > oscherij – ощерий (слав.), от «ощериться», «щетина», «щит» Корневое слово от «ёрш» - ощерий/щит (слав.)
Есаул «Есаул (от тюрк. ясаул - начальник), в дореволюционной России должность и чин в казачьих войсках с 1576 (Е. генеральный, походный, полковой, артиллерийский, сотенный, станичный, войсковой). В 1798-1800 чин Е. был приравнен к чину ротмистра в кавалерии.» [БСЭ] «От ар. الصول ес#-с#аул "младшее офицерское звание", производное от с#а:л "нападать", "прыгать", того же корня, что и сальто.» [ЭCВ] Слово «еcаул» славянского происхождения. jasaul – распорядитель (тур.) > jasak aul – ясак аула (слав.)(редукция ch/s), иначе, первоначально сборщик податей на Кавказе, где jasak > kazna – казна (слав.)(инв. jasak, редукция z/s). Корневое слово от «есаул» - ясак аула (слав.)
Если «ЕСЛИ ср. естли, ежели, коли, коль, когда, буде, неравно.» [СД] Корневое слово от «если» - есть ли (слав.)
Естество «ЕСТЕСТВО ср. все, что есть; природа, натура и порядок или законы ее; существо, сущность по самому происхожденью.» [БСЭ] Слово «естество» от глаг. «есть», иначе, «быть». Греческое – ousia (бытие) > estia – есть (слав.)(пропуск t) Корневое слово от «естество» - есть (слав.)
Есть (питаться) «Древнерусское – ести. Старославянское – ести. Общеславянское – jesti. Немецкое – essen (есть). Латинское – edo (ем).» [ЭСС] essen > esti – ести (слав.)(редукция t/s) edo > eda – еда (слав.) Корневое слово от «есть» - еда (слав.)
Есырь «ЕСЫРЬ м. есырка ж. или ясырь, ясырка, татарск. пленный холоп.» [СД] «От ар. أسير 'аси:р "пленный", производное от أسر 'асара "вязать". Родственно лат. серв "слуга", откуда сервис.» [ЭCВ] Есырь – esir > servij/slave/slujij – сервий/славий/служий (слав.), где славий- славянин. Славяне были ходовым товаром на невольничьем рынке начиная с Древнего Рима, поскольку были покорны, работоспособны и талантливы. Корневое слово от «есырь» - сервий/славий/служий (слав.)
Ефрейтор «Ефрейтор [от нем. Gefreiter, буквально - освобожденный (от некоторых обязанностей рядового)], воинское звание старших и лучших солдат, заменявших командиров отделений. Впервые появилось в начале 17 в. в Германии. В России введено в 1716 Воинским уставом Петра I. Сохранялось в 20 в. в армиях дореволюционной России, Германии, Австро-Венгрии и др. В артиллерии русской армии Е. соответствовал бомбардир, в казачьих войсках - приказный. В Советской Армии Е. с ноября 1940 - солдатское воинское звание, следующее за рядовым; присваивается за служебные отличия. » [БСЭ] «Образование на немецкой почве от ар. عريف ъари:ф (в обратном прочтении) – "сержант", "капрал", первоначально "помощник учителя" (см. Баранов). См. также капрал.» [ЭCВ] Gefreiter, буквально - освобожденный (от некоторых обязанностей рядового) (нем.) > bit-volnij delat – быть вольный делать (слав.)(замена b/g, редукция v/f, l/r, d/t, пропуск n) Корневое слово от «ефрейтер» - быть вольный делать (слав.)
Ехать «ЕЗДИТЬ, езжать или езживать (с предлогом езжать), ехать; повелит. едь, поезжай, употреб. редко (пск. влад. сиб.); двигаться, переноситься куда-либо, но не ходить, не летать, не плыть, заставляя какое-либо животное возить себя верхом или в упряжи» [СД] «От ар. وخى вах#а: (наст. время يخي йахи:) "быстро направляться" (без указания способа перемещения), "быстро делать что-либо", "спешить". (М., с. 892).» [ЭCВ] Глагол «ехать» от «езда» Ехать – exat > egat > ezda – езда (слав.), иначе, «узда», упряжь для лошади Корневое слово от «ехать» - узда (слав.)
Ехидство Ехидство от ехидна - echidna - змея или коварная женщина (греч.) echidna > ochi vidnaj – очивидная (слав.)(пропуск v), иначе, «очковая змея».Хотя ехидна не очковая змея, но но в описании греков причислена к этому виду. «От ар. واحد вах#и:дун "одинственный", احدى ихда "единица", того же корня что и рус. един (см.). "Кишечник и мочеполовые протоки (птицезверей) открываются в одну общую клоаку". (Брэм, т. 2, с. 521). Ехидны к тому же несут только одно яйцо. При этом весьма колючи, ср. ар. حاد х#а:дд "острый".» [ЭCВ] Корневое слово от «ехидство» - очивидная (слав.)
Еще «Древнерусское – оше. Старославянское – esce. Слово известно с XI в. и является исконным. Оно образовано от общеславянской основы, хотя исследователям до сих пор не удалось установить – от какой именно. Наречие «ещё» означает «снова», «больше», «до сих пор» в зависимости от ситуации.» [ЭСС] «От ар. اسق 'иск#и "дай пить", "я жажду".» [ЭCВ] Оше – oshe > bolshe - больше (слав.)(замена b/o, пропуск l) esce > bolshe – больше (слав.)(пропуск b, замена l/e, редукция sh/sc) Корневое слово от «еще» - больше (слав.)
|